Приходские хоры становятся женскими

Дефицит кадров

- Отец Алексий, ни для кого не секрет, что выпускники светских вузов далеко не всегда идут работать по специальности. Вы с такой проблемой сталкиваетесь?

- У нас все проще, по той простой причине, что на певческо-регентское отделение девушки поступают с ясной понятной целью - научиться управлять хором. Кроме того, у многих уже есть опыт, поэтому они изначально «заточены» на это дело.

Управление хором - одна из очень важных вещей, эти знания, навыки чрезвычайно востребованы, у нас большая нехватка профессионалов. Тут дело в чем? Людей поющих много, поющих со смыслом - меньше, поющих со смыслом и умеющих управлять хором - еще меньше, умеющих собирать хор - еще меньше. Во многом и традиции утеряны - хоров было мало, поскольку храмов было мало. А хорошее дело загубить можно быстро, восстановить же нелегко.
   
   

- Можно ли говорить об особенностях именно уральской регентской школы?

- Наверное, нет. Мы еще маленькие, в этом году отделение отметило 10-летие со дня основания. Но наши выпускницы могут работать в любой епархии.

- Я знаю, что у истоков создания отделения стояла прима нашего Театра оперы и балета…

- Это правда. Заслуженная артистка России, солистка Театра оперы и балета Лидия Александровна Титовская-Громыко преподавала в духовной семинарии церковное пение, и совершенно логично, что именно она создала певческо-регентское отделение. Кому, как не ей?

- Регентство - сугубо женское дело?

- Юношам поступать на это отделение, скажем так, не запрещено. Но они почему-то идут на пасторско-богословский факультет. Нет, и у нас в митрополии, и в церкви вообще есть замечательные регенты-мужчины, но примерно с конца XIX - начала XX века церковные приходские хоры все больше и больше становятся женскими. Тут есть много причин, и прекрасных, и печальных. Словом (смеется - ред.), среди тех девчонок, которые у нас учатся, мальчиков нет.

- «Студентки» отделения ведь еще и социальное служение несут?

- Начнем с того, что служение в семинарии необходимо даже для обеспечения ее деятельности. У нас же нет федерального финансирования, как во многих светских вузах. Поэтому семинаристы знают, что, например, осенью поедут «на картошку». Девчонки, правда, не ездили, а семинаристы - обязательно.

Девушки с концертами выступают, что очевидно, поскольку каждый должен служить тем даром, который у него есть. У них вообще очень напряженный график, каждые субботу и воскресенье они, например, участвуют в больших службах, учебная программа насыщенная - нагрузка большая, в том числе на голос.

Кроме того, на певческо-регентском отделении, на мой взгляд, очень взыскательные педагоги. Это необходимо. Иначе как выстроить голос? На филологическом факультете или факультете журналистики (не в обиду им), например, можно что-то пропустить, а потом начитать. Это плохо, но возможно. Здесь же ты должен работать от и до, тут нужна своеобразная жесткая дисциплина. Даже чисто физическая. Если ты за собой не следишь и у тебя пропадает голос, извини, что будешь делать? Я могу простыть, при этом читать, разговаривать с людьми… А они как будут заниматься? Это данность, необходимость, наверное, всех певчих людей.

   
   

Мифология и данность

- Неоднократно приходилось слышать, что регент, мягко говоря, не самое социально защищенное служение.

- Не удивлен. Да, проблема есть. Я думаю, это общая тема, связанная с жалованием, с обеспечением вообще людей, которые находятся в церкви. Мифология общества одна, а данность немножко другая. Это касается и священника, и дьякона, и сотрудников прихода, и, соответственно, регентов. Есть такое народное понятие «церковная мышь» - под эту категорию кого угодно можно записать. Жалование же зависит от прихода, от того, как он устроен. Люди поют - надо платить, любой труд должен быть оплачен. Сколько могут приходы - столько и платят. Поэтому то, что девочки учатся, - уже, можно сказать, подвиг. При даже самом розовом взгляде на жизнь они прекрасно представляют финансово-материальную ситуацию в церкви и знают, что она в большинстве случаев поджавшись живет. Понятно, что есть другие примеры, но их немного.

- То есть будущие регенты изначально лишены меркантильности?

- Я думаю, что меркантильных интересов изначально никто лишен быть не может. Но, видите, кроме жалования, есть еще соображения, мало связанные с деньгами. Это с одной стороны. С другой, повторюсь, многое зависит от того, каков приход, какой храм, какая там община. Если люди дружные, объединены одним общим делом, и жалование идет нормальное. Но церковь сейчас переживает период становления - одни общины устроены, другие не устроены. А в иных и вовсе по-советски (в худшем смысле): пришли, открыли храм на службу, помолились, храм «на клюшку» и - фьють - разошлись. Поэтому социальная защищенность - очень широкая тема.

- Отец Алексий, существует стереотип, что регентские отделения «поставщики» невест для семинаристов. То есть ваши воспитанницы априори будущие матушки?

- (Смеется. - ред.) Свадьбы были, но так, чтобы потоком… такого нет. Это в некотором смысле прекрасная мифология. Семинаристы, поверьте, люди свободные, они могут найти себе спутницу жизни и где-нибудь в приходе, например.

Досье:

Протоиерей Алексий Яковлев родился в городе Шадринске Курганской области. Окончил исторический факультет Уральского государственного университета им. Горького. В 2010 году возведен в сан протоиерея. С 2012 года - заведующий певческо-регентским отделением Екатеринбургской православной духовной семинарии. Женат, отец пятерых детей.

Смотрите также: