Примерное время чтения: 6 минут
150

Уральцы теряют свое наследие

Поднять страну с колен, а также восстановить ВВП и укрепить экономическую ситуацию можно только через духовное и культурное воспитание россиян. Так считает гость «АиФ-Урал» - заслуженный деятель искусств, худрук коллектива «Русские певчие» и основатель Свердловского мужского хорового колледжа Сергей Пименов.

Разрушать - не создавать

- Сергей Юрьевич, сегодня мы видим, что интерес к духовной и русской народной музыке падает не только среди слушателей, но и среди музыкантов. Что происходит?

- Происходит это на наших глазах не от того, что не хотят, например, создавать такие произведения. Все-таки есть определенные законы написания этой музыки, а ведь у нас почти 80 лет богатейших традиций были утеряны благодаря советской власти. Поэтому до сих пор люди вообще смутно себе представляют, что происходит, скажем, на песнопениях в храмах.

- Получается, что годы советской власти вырвали большой кусок ценного культурного наследия?

- Да, именно культурных традиций, именно духовных песнопений - бесспорно. Я помню, когда был студентом консерватории, нам запрещали петь в храме, нам запрещали исполнять духовную музыку как таковую вообще, а если и разрешали, то переделывали эти песнопения под светские композиции. Понятное дело, что несоответствие текста и музыки приводило к плачевным результатам.

- Видимо, чтобы все это восстановить, нам предстоит пройти длинный путь?

- Думаю, да. Ведь разрушать всегда проще, чем создавать, - это истина, аксиома, не требующая никаких доказательств. Конечно, когда долго все это не разрешалось и пряталось от людей, должно пройти какое-то время на восстановление, но правильное направление у нас в обществе я вижу абсолютно четко. Только нужно хоть немного поддержать. Тех же педагогов, что способны привить детям любовь не только к музыке, но к традициям своих предков.

- Если посмотреть, сколько у нас сейчас получают работники культуры, становится понятно, что энтузиастов для возрождения всего этого мало.

- Да, сейчас это, прежде всего, связано с чисто экономической сферой. Раньше рабочий, стоящий у станка, получал зарплату 115-120 рублей и точно такие же деньги получали люди, которые трудились в музыкальных школах, училищах, ДК, кружках. По тем временам люди культуры имели очень неплохие деньги, и отсюда было много желающих заниматься просвещением. Человек работал во благо не только своей души, но и внутреннего мира окружающих. Как следствие - очень сильные музыкальные школы, куда отдавали детей не ради общего развития, а потому что были серьезные перспективы в будущем. В этом отношении сегодня все не так.

Сделайте достойную зарплату

- Сергей Юрьевич, неужели никак не исправить ситуацию?

- Сделайте музыканту, который хорошо работает и преподает детям, зарплату в сорок или пятьдесят тысяч, и я уверен, что прежние потоки людей вновь хлынут в консерватории, специализированные колледжи и училища, снова будет большое желание. А для культуры и общего состояния страны, среды нашего обитания это было бы очень хорошо.

- Как правило, до таких людей и их проблем у нас в стране дело доходит в последнюю очередь…

- Конечно, государство старается поднять уровень проживания работников культуры, педагогов, но тех усилий, что мы видим сейчас, мало. Даже если взять Соединенные Штаты, то там педагог, человек искусства, получает столько же, сколько ведущий инженер. Я верю, что именно без этой социальной прослойки, без возможностей для ее процветания не будет ни культурного рабочего, ни ВВП, ни экономики! Мы не сможем поднять страну.

- Вы говорили, что за границей очень интересуются нашей народной музыкой. Не выходит ли так, что больше, чем у нас?

- Им правда очень интересна наша культура и музыка. Однажды я спросил у американцев о причинах их большого любопытства. Мне ответили: «Чтобы понять культуру, нужно окунуться в национальные песнопения. Как мы будем читать и понимать Толстого и Достоевского, если не услышим ваших мелодий?».

Дети - наше лицо

- При этом те же американцы держатся за свои музыкальные традиции, и на кантри-фестивалях у них много молодежи, а у нас…

- А у нас - очень мало. Это следствие воспитания. Все идет от семьи, и всю культуру насаживают именно в семье. Вспомните, как раньше много пели в кругу близких, знакомили малышей со своими корнями, а сейчас, извините, бухают. Меня очень заботит именно отношение к своим традициям у молодежи, которая предоставлена сама себе. Почему у нас мало фестивалей духовной, народной музыки? Нет интереса, поэтому считают, что и проводить их незачем. Но делать это нужно в воспитательных целях, а где-то даже и немного насильственно. Нужно дать увидеть это молодежи, дать почувствовать, ведь наши дети - это наше лицо! Через поколение мы еще хлебнем за это - мы потеряем корни.

- Ну а если ничего из этого не выйдет?

- Я боюсь, тогда мы доживем до того, что наша народная музыка превратится в диковинку, в далекую этнику, к которой мы уже не будем чувствовать свою причастность - вот что страшно.

Досье:

Сергей Юрьевич Пименов родился 27 ноября 1961 в Верхней Пышме. В 1981 году окончил дирижерско-хоровое отделение музыкального училища г. Чайковского, а в 1986 году - Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского по специальности «Хоровое дирижирование».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах