Поддержка детской литературы - обязанность государства. А книжная «вакцина» должна прививаться родителями. Так считает уральская писательница Ольга Колпакова.
В минувшие выходные в Екатеринбурге прошла церемония объявления имен финалистов Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина. Когда будут награждены лауреаты - вопрос.
Воспитатель души
- Ольга, слышала, как вам приходилось на церемонии извиняться перед авторами за то, что пока нет возможности наградить лауреатов. В чем проблема?
- Нет денежной составляющей. Мы обращались и к спонсорам, и в министерство культуры региона, но… увы. Возможностей для поддержки детской литературной премии ни у кого не оказалось.
Нам же кажется, что, конечно, детскую литературу могут поддерживать частные лица или предприятия, но в первую очередь это должна быть забота государства. Это должна быть его обязанность. Ходить который год с протянутой рукой - это чудовищно.
Понимаете, у нас каждый год литературные открытия. Не было такого, чтобы мы давали премии тем, кто где-то что-то уже получал, состоявшимся писателям. Это крапивинская традиция, когда Владислав Петрович достает что-то новое, нужое, необычное. И, понятно, после этого человек (достойный!) уже из литературы не уходит.
- На ваш взгляд, какой сегодня должна быть детская литература?
- Мы, уральские писатели, работаем под лозунгом Владислава Крапивина: «Книга должна быть воспитателем души». Ребенок вместе с книгой должен расти, она должна помогать ему находить решения жизненных задач, помогать ему меняться, поддерживать его… Это очень важно. Особенно сегодня, когда так часто рвутся отношения между родителями и детьми, между педагогами и детьми. И этот разрыв становится все больше и больше, к сожалению.
- Но как же книга может стать «учебником жизни», если сегодня дети не читают?
- Это стереотип! На самом деле все не так плохо, как принято считать. Дети читают! Это видно по тем фестивалям, которые у нас проводятся. Дети любопытствуют, интересуются новинками.
Многое, безусловно, зависит от родителей. Если книга - часть жизни в семье, то тут вопросов вообще не будет. Пусть ребенок «компьютерный-прекомпьютерный», когда-то он с книгой встретится. Тем более что в детских библиотеках, например, сегодня очень много завлекательного, в том числе связанного с электроникой.
Печально, что педагогам некогда заниматься современной детской литературой. Перед ними ставят другие задачи. Видимо, образовательный процесс и литература идут разными путями. Я же считаю, что приходит ребенок в школу - ему должны в ранец книгу положить. Пусть он ее носит месяц, два… но когда-нибудь он ее обязательно откроет. Книга просто должна быть рядом.
Я сама была неоднократно свидетелем того, что на книжном фестивале ребенок проходит с абсолютно отсутствующим взглядом. Вдруг - раз - увидел какого-нибудь вампира на обложке - притормозил. Потом еще взгляд упал на какую-то книгу. Тут его берут в оборот и рассказывают про книжку. Все - глаза загорелись, рот открылся. Нет таких детей, которые не любили бы если не читать, то слушать. Просто есть взрослые, которые ленятся ребенка привести на книжный праздник, в библиотеку, ленятся почитать ему… Гораздо проще же посадить его у телевизора, у компьютера - никакой тебе работы души проделывать не надо. Так что это взрослые стараются, чтобы дети перестали читать.
Правильные полки
- Сегодня на прилавках книжных магазинов много шелухи. А то и вовсе литературы, которую приходится изымать из продажи. Как уберечь от нее детей?
- Согласна, некачественной литературы много. Но я бы поставила вопрос иначе. Много книг стоит на неправильных полках. Их нужно маркировать каким-то образом. Я посмотрела книгу по половому воспитанию, о которой так много сегодня говорится. Считаю, на ней должно стоять, например, «14+». Безусловно, она ни в коем случае не должна стоять в отделе художественной литературы и рядом с книгами, предназначенными, например, для десятилеток. Каждой книге - свое место.
Что же касается художественной литературы… Да, некоторые дети начинают читать с плохих книг: дурацких детективов, не менее дурацких любовных романов. Может, они это перерастут, а может, и нет… Но так взрослые и должны мягко корректировать, куда смотрит твой ребенок, что он читает. А изымать книги - нет, я против.
- То есть вы против цензуры?
- Разумеется, на полках нет места литературе, которая, скажем, способствует разжиганию национальной розни, или той, что противоречит нашей конституции. Я за то, чтобы маркировать книги, которые несут, скажем так, нетрадиционные для нашей культуры ценности. Приходит, например, с запада много литературы, которая стимулирует сексуальное развитие. Надо это нашим детям или все же нет? И в каком возрасте надо? В анонсе написано «с 10 лет», а ее раньше 14 читать не стоит. Об этом я говорю.
А за что под шумок в опалу попала, например, книга Давида Гроссмана «С кем бы побегать», искренне не понимаю. Это очень хорошая книжка, я не могла оторваться. Думаю даже, что это открытие в детской литературе.
Словом, я за «правильные» полки. А выбрасывать книги - это, простите, средневековье какое-то.
Ольга Валерьевна Колпакова родилась в Сибири, в Алтайском крае, в учительской семье. Окончила факультет журналистики Уральского государственного университета. Пишет познавательные книги для детей, стихи. Писатель, лауреат российских конкурсов и фестивалей детской книги, председатель Содружества детской книги, член Союза писателей России.
Смотрите также:
- Нелюбовь уральцев к чтению и книгам приобрела характер бедствия →
- Писатель Долинго: «Наша жизнь все больше напоминает антиутопию» →
- Чтение — вот лучшее… мученье? →