Со взором горящим – таким я увидела драматурга и режиссёра Андрея Григорьева в первый раз. И во второй, и в третий… «Сейчас для нас приоритетно делать новое. Заканчивая один фильм, необходимо, чтобы стартовал уже следующий проект», – заявил Андрей во время интервью. В этом весь он – неугомонный, искренний, влюблённый в дело…
Сила духа – ошеломляет!
– Андрей, на молодёжном форуме «УТРО-2013», прошедшем в июле этого года, вы стали победителем и обладателем премии в 500 тысяч рублей за сценарий проекта «Документальный фильм о Николае Васенине». Верили в свои силы, когда подавали заявку на участие?
– Я не ставил цель победить, но никогда не надо отказываться от того, что ты ещё не пробовал! Общаясь с экспертами, оценивающими проекты участников, я тут же получал обратные отклики от них: тема классная, тема актуальная, тем более в преддверии юбилея великой Победы, Герой будущей картины – 93-летний житель Новоберёзовска Николай Васенин. Ему было 20 лет с небольшим, когда он стал участником Великой Отечественной войны: попал в фашистский плен, умудрился сбежать оттуда и оказался во Франции. Там он благодаря поддельному паспорту получил новое имя – Николя Вуатье – и возглавил собственную боевую группу в полсотни человек. Сила духа, которая была в людях, прошедших Великую Отечественную войну, просто ошеломляет. То, какой мощный удар отразили наши деды и прадеды, как справились с этим, – всё это пример бесконечной веры в победу, в Родину, в себя.
– «Хочу это снять» – когда появляется эта мысль? Что вдохновляет на творчество – люди, ситуации, эпизоды?
– Вдохновляет абсолютно всё. Видишь интересных людей, и хочется поработать с ними. Я уверен, что самое главное в этой профессии – страсть и самопожертвование, вера в то, что ты делаешь. Был 2003-й, когда я в 16 лет совершенно случайно попал на репетицию спектакля «Клаустрофобия» Николая Коляды. Всё оказалось настолько натуралистичным, и при этом при всём – ещё и театр! Люди живые, троллейбусы ездят, собаки дохлые лают. Уже вечером, после репетиции, иду одиноко по Малышева: вечер, фонари, снежинки – огромные, как динозавры. И какое-то новое чувство…
«Всё получилось!»
– Эмир Кустурица, с которым вам довелось поработать, стал главным героем документального фильма «Балканская звезда». Как умудрились «спеться» знаменитый на весь мир сербский режиссер и простой уральский парень?
– Всё началось с Диего Марадоны. Эмир Кустурица снял фильм о легендарном голкипере, нападающем всех времён и народов. Мы с другом сидели на премьере в кинотеатре, фильм шёл с субтитрами, и я так и не понял, кому же он был посвящён – великому Марадоне или великому Кустурице?
Спустя какое-то время сербский режиссер приезжает в Екатеринбург с концертом, и я понимаю – это знак, чтобы воплотить нашу странную идею в жизнь. И закрутилось – знакомство, поездка на фестиваль «Кустендорф» в Белград. Встретившись в Сербии, я сказал Эмиру: «Хочу снять о вас фильм, как вы в свое время о Марадоне». Мы работали по принципу «стерпится – слюбится» – и у нас всё получилось! (Улыбается.)
– Действие другой вашей картины – «На краю земли» – также разворачивается не в России. Неужели на родине и снимать-то нечего?
– Фильм, премьера которого запланирована на ноябрь, мы снимали в Косово и Метохии. Эта картина стала нашей самостоятельной попыткой разобраться: почему Америка напала на Югославию, что это был за конфликт, жертвы которого – мирные жители? Я против агрессии, против войн, именно поэтому главные герои картины – дети: они позволили нам очень тонко и точно передать то, что сейчас происходит в стране, жители которой лишились своих домов, родных и близких, да что там – своего будущего!
Фильм «На краю земли» – о желании людей жить, несмотря на самые сложные жизненные обстоятельства. Люди пробуют жить, хотят жить – и это здорово! Если перевести название картины с сербского на русский, то получится «На конце страны». Сегодня границы в этом государстве-призраке пребывают в крайне непонятном состоянии: где их край и конец? Очень философская история.
Действовать надо
– Известный режиссёр Алексей Балабанов, насколько мне известно, весьма оригинально оценил эту картину…
– В январе на фестивале «Кустендорф» у нас появилась возможность продемонстрировать Алексею Октябриновичу двухминутный фрагмент из нашего фильма. Он смотрит, а затем произносит потрясающую фразу: «Ты… музыку поменяй. Лучше рок русский, но… без слов». Я сижу и думаю – что же он такое говорит, ведь фильм совсем о другом?! А потом поворачиваюсь, смотрю и понимаю: это же человек, который снял фильмы «Брат», «Груз 200», «Мне не больно»… И до меня доходит, что только один человек в мире мог сказать подобное!
Досье | |
---|---|
Андрей Александровчи Григорьев родился 3 июля 1987 года в Екатеринбурге. Окончил факультет по специальности «Литературное творчество» в Екатеринбургском театральном институте. Ученик Николая Коляды, драматург, режиссёр. Автор и режиссёр фильмов «Балканская звезда» и «На краю земли». |
– Андрей, вы живёте одним днём или же есть чёткое видение того, что будет через 5, 10 лет?..
– Мне нравится то, что происходит сегодня, что есть люди, готовые поддержать, что сложилась хорошая команда. Хотелось бы, чтобы у нас в Екатеринбурге стали появляться по-настоящему мощные фигуры в области театра, кино, музыки. Мы видим вокруг гигантские здания, успешных людей на красивых автомобилях, светские рауты. Но хочется, чтобы всё это было сбалансированным: чтобы бизнесмены оказывали помощь в развитии культуры, а та, в свою очередь, насыщала и обогащала деловые процессы.
Надо быть современным человеком. Не ныть про беспомощность театра, кино, а пытаться делать интересные вещи – пусть даже посредством недорогой видеокамеры. Нужно уметь показывать и рассказывать то, что важно сегодня. Другими словами – жить нужно здесь и сейчас.
Смотрите также:
- Режиссер Владимир Макеранец: «Самое страшное - когда человеку все равно» →
- Кино на Урале: важнейшее из искусств в глубоком кризисе →
- Не «попкорновское» кино →