Владимир Макеранец - человек с интересной творческой судьбой. Режиссёр и кинооператор, он уже более 20 лет возглавляет Уральское отделение Союза кинематографистов РФ. О том, нужна ли фильмам цензура и есть ли будущее у свердловского кино, мы говорим с Владимиром Ильичом.
Переучивать сложнее
Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: 2016 год объявлен Годом Кино в России. До сих пор ли актуальна оценка Лениным кино как важнейшего из искусств?
Владимир Макеранец: В том, что кино - искусство самое массовое, сомнений нет. Однако кино, как и театр, бывает разным. Если ребёнок в школе учил литературу и читал книги, то в будущем он по-другому смотрит фильмы, пытается и может их анализировать. Потому как кроме эмоционального впечатления есть ещё и анализ. В Италии, к примеру, до сих пор очень развита сеть киноклубов, где можно смотреть и обсуждать картины.
- Кино должно быть много и разного. Потому что сколько людей, столько и мнений. Тебе нравится одно, мне - другое, и это абсолютно нормально. Переломным периодом для российского зрителя стали 90-е годы, когда «плотину прорвало» и с Запада хлынуло огромное количество низкокачественных фильмов. Народ пошёл смотреть и… привык. Два поколения выросло на этом, а переучивать-то уже гораздо сложнее. Нужна определённая политика, правильные примеры.
- Которых нет?
- Не то чтобы нет. Скорее, всё расшатано и непонятно. Потому что, с одной стороны, есть вседозволенность, а с другой - совершенно жуткие ограничения: «это запретить», «это не показывать» - и так далее. Культура нужна во всём. Когда человек начинает размышлять, тогда понимает, что плохо, а что хорошо. Это называется «внутренняя цензура». Когда на меня не давят, но я понимаю, что перейти черту уже не могу.
Перегибать нельзя
- Недавно в российский прокат вышел исторический фильм «Герой». Что странно, в картине, снятой при поддержке Министерства культуры, плохие герои - это красноармейцы, а хорошие - солдаты белой армии. Выходит, чёрно-белая раскладка, что была при Советской власти, осталась и сегодня, только акценты расставлены иначе? Об объективности в кино не может быть и речи?
- В прошлом году к 70-летию Победы вышло несколько фильмов на военную тематику, в том числе «Сталинград» Фёдора Бондарчука. В своё время Сергей Бондарчук снял прекрасную картину «Они сражались за родину». Творчество отца и сына как-то можно сопоставить?
- У меня отец прошёл войну от первого до последнего дня. Но такого взятия Сталинграда, насколько я знаю по его рассказам, не было. Уклон на патриотизм - это правильно, только и воспитывать надо правильно, а не искривлять историю. Ветераны, прошедшие войну, к картине Фёдора Бондарчука с прохладцей отнеслись. И я не исключение. Эта история не Сталинграда, а любви русской девушки и немецкого солдата.
Перегибать нельзя. Сколько ни говори «сахар», во рту сладко не будет. А нам всё твердят: патриотизм, патриотизм… Да, в советской идеологии были переборы, но и сейчас они есть. Некоторые вещи так прямо зашкаливают. «Давайте рожать от Путина», - призывает госпожа Мизулина. Следом несётся: «Обязать женщин рожать до 20 лет!» Что значить обязать? А ведь в понимании чиновников это тоже патриотизм. Ради страны мы должны… Но вы создайте для начала условия или хотя бы огласите их, если сразу не получается сделать.
«Болеет» киностудия
- На государственном уровне сегодня принимаются меры по поддержке отечественного кинематографа. А что у нас в регионе происходит? Чем живёт Свердловская киностудия, славная своими прекрасными картинами?
- По моей информации, там ничего не происходит. Киностудия перестала быть творческой единицей, но так и не стала базой, которая бы объединила творческие организации. Я слышал, что создаётся кластер кино и интернет-проектов. Это из серии «звучит непонятно, но, наверное, здорово». А на деле толку - ноль.
Многие по-прежнему уверены, что киностудия - это некий стержень, некая творческая кашица, куда приходит молодёжь, общается, начинает работать. И рождается что-то новое.
- Выходит, если раньше развитие регионального кинематографа было в приоритете у властей, то сегодня этого нет?
- Нет. Хотя президент сказал: «Почему всё в Москве? Нужно развиваться регионам!» Но, сколько мы ни твердим об этом, поддержки не находим. А ведь наша киностудия - четвёртая в стране. Государство, наконец, обратило внимание на Ленфильм, тоже ведь студия серьёзно «болела». Студию Горького начали поднимать. Но всё это опять же внутри «Садового кольца». С периферии в Москву не накатаешься. А это значит, что надо уезжать, что и делают многие кинематографисты. А ведь молодёжь приходит талантливая, интересующаяся, которая делает картины и завоёвывает призы.
- Владимир Ильич, и в заключение посоветуйте, пожалуйста, фильмы, которые вы сами пересматриваете и можете рекомендовать к просмотру?
- Есть вневременная классика, как, например, Феллини. Смотришь - и каждый раз видишь что-то новое. «Балладу о солдате» посмотрите, «Летят журавли». Эти фильмы заряжены изнутри, когда волей-неволей понимаешь, что речь идёт о вопросах чести, добра. Об этом и надо говорить.