«Естественное состояние». Поэт Константин Комаров — о плюсах самоизоляции

В 1830 году русский поэт Александр Пушкин просидел на холерном карантине три месяца. Этот период оказался самым плодотворным в его творчестве. Как живётся уральским литераторам в новых интересных условиях, нам рассказал поэт и литературный критик Константин Комаров.

   
   

ДОСЬЕ
Константин Комаров. Родился 15 марта 1988 года в Екатеринбурге (Свердловске). Окончил филологический факультет Уральского госуниверситета, аспирантуру. Поэт, литературный критик, литературовед, специалист по творчеству Владимира Маяковского. Член Союза российских писателей. Лауреат премий журналов «Урал» и «Нева». Автор ряда книг и поэтических сборников.

О жизни, смерти и любви

– Константин, если в общем: русская поэзия на Урале и в России сегодня больше жива или мертва?

– Больше жива. На Урале жива особенно: выйдя из дома, трудно не встретить хорошего поэта. Другое дело, что массовый читатель их в лицо не знает, поэтому свои узнают своих. Но это нормально. Если проза – материк, то поэзия – остров, и она всегда вела островное существование, во все эпохи, кроме 60-х годов XX века. Но тогда это объяснялось причинами внелитературного характера – поэзия была в моде, за стихами стояли, как за американскими джинсами.

Современная поэзия пестра и богата: практически все поэтики – от традиционалистской до авангардной – представлены целым рядом значимых и интересных имён. А дефицит читательского внимания – это то, с чем давно пора смириться, в конце концов поэзия – дело по сути своей уединённое и интимное, и форм предъявлений её «городу и миру» (фестивали, премии, Всемирная паутина) вполне хватает. Так что всё в рабочем порядке: не взрыв вроде Серебряного века, конечно, но и не унылое болото.

– Современная поэзия – о чём она?

– О жизни, смерти и любви. И о самой поэзии. В этом смысле предметы поэтического познания не меняются со времён возникновения поэзии.

   
   

– Хорошие стихи должны пробуждать в человеке «чувства добрые»? Или необязательно? Есть какие-то критерии хорошего стихотворения?

– Стихи никому ничего не должны. Однако настоящие стихи, как говорил, кажется, Блок, всегда несут в себе свет и добро (даже если они о смерти и ужасе), то есть светоносный заряд заложен в стихах по факту. Поэтому, когда (а такое редко, но бывает) люди говорят мне, что мои стихи помогают им жить, делают лучше – я чувствую, что не зря копчу небо.

Что касается критериев, то они очень субъективны. Художник, как известно, сам устанавливает над собой законы, по которым его надо судить, и поэт здесь не исключение. Но, разумеется, нарушение элементарных, краеугольных правил стихосложения в стихах графоманского толка всегда бросается в глаза. Сказать, почему плохое стихо­творение плохо, лично мне проще, чем почему хорошее – хорошо, а гениальное (например, «Стихи о неизвестном солдате» Мандельштама) – гениально. Потому что тут замешано необъяснимое чудо.

– Выпускать бумажные книги, печататься в толстых журналах – всё это сегодня имеет смысл?

– В материальном плане – практически ничего. Однако пресловутый «символический капитал» накапливается. По­этому смысл, как это ни парадоксально, есть – вопреки всему.

Для меня выпуск книги – это прежде всего способ отчеркнуть какой-то этап творчества и двинуться дальше. А публикации в «толстяках» – это подтверждение моего профессионализма. Потому что в журналах (в отличие от Сети) есть важнейшая вещь – квалифицированный редакторский отбор. И в этом смысле журнальная публикация, легитимирующая автора как поэта, всегда будет весомее интернетовской, даже если читателей у неё (как, к сожалению, чаще всего и случается) будет в разы меньше.

«Будут живы все»

– Поэтическое творчество сегодня можно как-то монетизировать?

– Нет. Да и не нужно, как мне кажется. Поэзия – это история не про деньги вообще, и она никогда (за редкими исключениями, подтверждающими правило) не была про деньги. Это очень специфический духовный труд, и он подразумевает бескорыстие. Немногие раскрученные ныне сетевые стихоплёты не в счёт – они проходят по ведомству шоубиза. А вот то, что перестали платить, например, за литературную критику, являющуюся профессией не хуже других, – это прискорбно, да.

– За последнее время от нас ушло много уральских поэтов и писателей: Александр Верников, Игорь Сахновский, Аркадий Застырец, Александр Петрушкин, сказочница Вера Сибирёва. Уходит эпоха?

– Да. Страшное поветрие. Тяжело об этом говорить – боль утраты пульсирует. Но остались их тексты. Это главное. Тут же по Пушкину всё – пока «жив будет хоть один пиит», так или иначе, будут живы все.

– В прошлом году на «Экспертном клубе Екатеринбурга» ты выступил с идеей создания музеев Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева. Это действительно сейчас важно?

Пока «жив будет хоть один пиит», так или иначе, будут живы все. Фото: www.ompural.ru

– Важно. Потому что это имена, определяющие культуру города. Но особенно важно, чтобы это было не мёртвое архивное пространство с дремлющей бабушкой-вахтёршей, а многопрофильная площадка для творчества живых – поэтов, музыкантов, художников. Так в культуре зачастую происходит передача эстафеты, и, по мне, это правильно. Ну и вообще, музеи и библиотеки – это традиционные очаги культуры и её форпосты, их значимость не стоит недооценивать.

Одиночество продуктивно

– Соблюдаешь ли ты режим самоизоляции? Для поэта, писателя вообще полезно такое вынужденное одиночество?

– Соблюдаю. Как законопослушный гражданин. Но, в общем, я всегда старался его соблюдать, так что особо остро перемен не ощущаю. Живу спокойно, работаю, сплю крепко, панике не поддаюсь. Одиночество продуктивно (хоть вынужденное, хоть невынужденное) – не расплёскиваешься на лишнее, суетное, мелкое, опрокидываешься в себя, концентрируешься на главном.

Я вообще считаю одиночество самым нормальным и естественным человеческим состоянием, самым здоровым и правильным. Если же оно начинает давить, то всегда можно поговорить с дорогими и близкими людьми, почитать им свеженаписанные вирши. Слава богу, у меня такие люди есть.

– Сегодня многие приводят в пример Пушкина, который в 1830 году просидел на холерном карантине три месяца (Болдинская осень). Этот период оказался самым плодотворным в его биографии. Ты используешь возникшую ситуацию?

– Я стараюсь писать ежедневно, «ни дня без строчки», так что работаю в том же режиме, что и до карантина. Но быть «свободным художником» легально, без глухого общественного осуждения, которое временами ощущается, конечно, приятно.