Наш лёд треснул: Александр Надяк о крытых катках и будущих чемпионах

«Отсутствие крытого катка в Екатеринбурге – огромная проблема. В этом плане мы очень сильно проигрываем соседнему Челябинску. Там есть ледовый дворец с искусственным льдом, и местные ребята занимаются чуть ли не круглогодично. На лёд выходят летом, в июле, когда наши ещё грибы в лесу собирают», – говорит старший тренер сборной Свердловской области Александр Надяк.

   
   

Тренировки в гостях

Алексей Заякин, «АиФ-Урал»: Александр Николаевич, конькобежный спорт хоть и олимпийский вид, однако на Среднем Урале, как мне кажется, он не пользуется должным вниманием со стороны чиновников. Наверняка отсюда вытекают и не самые лучшие результаты наших спортсменов на международной арене.

Александр Надяк: Сегодня в Свердловской области конькобежным спортом занимается всего 800-900 человек. Две секции находятся в Екатеринбурге. Школа «Юность» в центре города и площадка на базе средней школы №19 на Уралмаше. Перспективная работа ведётся в городах Лесной, Заречный и Новоуральск. И на этом, пожалуй, всё. Есть ещё несколько городов в области – Серов, Краснотурьинск, – где существуют секции, в которых трудится по одному тренеру, но ждать, что там начнут появляться звёздочки на регулярной основе, не приходится. Я сам закончил бегать на коньках в 1976 году. Тогда в области было 18 конькобежных коллективов. В одном только Нижнем Тагиле тренировалось 5 команд. Сегодня – нет ни одной. Крупным промышленным предприятиям стало невыгодно содержать эти дружины, и они передали их на баланс города, где денег, конечно же, на их содержание не нашлось.

– Конькобежная база у нас в регионе вообще, я так понимаю, сильно страдает. Крытого катка в области нет, да и его строительство в ближайшем времени не предвидится.

Досье
Александр Надяк. Родился 20 сентября 1950 года в Каменске-Уральском. Призёр чемпионата СССР по конькобежному спорту, чемпион Урала. Мастер спорта международного класса. Старший тренер сборной Свердловской области.
– В этом плане мы очень сильно проигрываем соседнему Челябинску. Там есть ледовый дворец с искусственным льдом, и местные ребята занимаются чуть ли не круглогодично. На лёд выходят летом в июле, когда наши ещё грибы в лесу собирают. Конечно, они пускают нас на тренировки, но мы всё равно находимся в гостях. С одной стороны, это хорошо. Спортсмен сконцентрирован на занятиях. Однако есть и минусы. Ребята не учатся, у многих начинаются проблемы в школе. Приходится делать нелёгкий выбор – или школа, или коньки. Бывают, конечно, исключения. У нас есть девочка из Новоуральска, которая в своём возрасте лучшая в стране и при этом учится в школе на одни пятёрки. Поэтому кто хочет, я считаю, тот добивается цели. Меня, если честно, пугает даже больше другое. В этом году финансирование конькобежного спорта было сокращено на 40%. Мы уже не можем, как раньше, вывозить по 15-20 человек на сборы. Отсюда неминуемо произойдёт ухудшение результатов. Хотя пока мы в разных возрастах держимся в тройке лучших по стране.

– И всё же возможно ли появление крытого катка у нас в области в ближайшее время?

– Разговоров много, и они ходят каждый год, вот только дело, к сожалению, не движется с мёртвой точки. Нынешний министр физической культуры и спорта Свердловской области Леонид Рапопорт ещё пять лет назад собирал всех тренеров по конькобежному спорту и обещал, что строительство начнется в недалёком будущем. Однако до сих пор эти планы не реализованы. Сейчас мы выходим на лёд очень поздно. А когда на улице холодно, то тренировки и вовсе приходится отменять. Поэтому мы и не видим смысла набирать в секции много детей. Разместить их всё равно негде. На той же «Юности» нет современных раздевалок, тренажёрных залов. Эта база морально устарела, и ей требуется реконструкция.

   
   

Патриоты спорта

– Многим спортсменам очень тяжело даётся переход во взрослую команду из юношей. Я прав, что на этом этапе многие наши конькобежцы ломаются и рост их результатов останавливается?

– Во взрослом конькобежном спорте действительно совсем другие секунды. И нашим ребятам тяжело перестроиться. Выход здесь один – много работать. Сегодня же мы видим, что многие ведущие спортсмены не успевают восстанавливаться. У них появляются разные интересы, не связанные с коньками, они по ночам сидят за планшетами. В итоге эти недосыпы очень влияют на результаты.

– Можно ли сказать, что тренеры в конькобежном спорте фанатики своего дела. Ведь, судя по вышесказанному, результатов с ребятами они добиваются не благодаря, а вопреки.

– Наши тренеры проводят на воздухе, в мороз и ветер по 8 часов в день. Судите сами, много это или мало, даже если сравнивать с наставниками в других видах спорта. Получают они 25-30 тысяч рублей. Не самые большие деньги для Екатеринбурга. Считаю всех наших тренеров патриотами и горжусь, что они не бросили конькобежный спорт в регионе на произвол судьбы.

Смотрите также: