Екатеринбург меняется буквально на глазах. Вырастают новые дома, районы и предприятия, расширяются дороги. Увы, но зачастую за внешним блеском стеклянных зданий скрывается целый пласт проблем. О том, как важно сохранить былое, мы говорим с участником общества «Реальная история» Алексеем Лазаревым.
Перечёркиваем на корню
Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: В Екатеринбурге стартует масштабная реконструкция дорожно-транспортной сети в районе площади Коммунаров, которая затрагивает территории сразу нескольких парков и скверов. В то время как городские власти рисуют радужные проекты, неравнодушные горожане говорят об опасности грядущих работ. О чём умалчивают власти? И за что боретесь вы?
Важно отметить, что парк XXII Партсъезда является особо охраняемой природной территорией (ООПТ), а в декабре минувшего года администрация подготовила документ, в котором зафиксировано, что парк Коммунаров находится на стадии перевода в ООПТ. Возникает вопрос – в какую сторону двигаются наши власти? Почему, с одной стороны, приняты документы, призванные защитить малочисленные существующие зеленые островки , а с другой – эти документы перечёркиваются на корню?
– Планируется вырубить порядка двух с половиной тысяч деревьев и семи тысяч семиста кустарников. Столь массовое сокращение площади зелёных насаждений при их существующем дефиците на территории города является очень опасным шагом. Статистика говорит о том, что в Екатеринбурге растёт количество заболеваний органов дыхания, горожане всё чаще страдают от аллергических реакций, обусловленных в том числе загрязнённостью атмосферы и недостаточной влажностью и недонасыщенностью воздуха кислородом.
Власти аргументируют тем, что впоследствии компенсируют вырубленные зелёные насаждения. Но любой грамотный специалист скажет вам, что свежепосаженные деревья приживутся спустя годы. То, что парк Коммунаров собирались перевести в категорию охраняемых земель, это не случайно. Там действительно сложилась своя, в чём-то уникальная экосистема, с большим количеством видов деревьев и кустарников.
– Памятники архитектуры и братские могилы – другая больная сторона вопроса.
– На вышеупомянутой территории находится порядка 10 зданий, построенных в стиле конструктивизм в 20-30-х годах XX века, а также памятников архитектуры XIX века. Эти объекты, несомненно, пострадают от масштабных работ, хотя бы по той причине, что в отношении них не проведена историко-культурная экспертиза. Между тем, согласно федеральному закону, нельзя проводить строительные работы без установления зон охраны объектов культурного наследия. Другой момент – советская власть, как бы кто к ней ни относился, градостроительному вопросу уделяла большое внимание. Вы посмотрите, как там соблюден общий стиль застройки. Специалисты тех времен задумывались над тем, как будет развиваться город, что они оставят потомкам. Их наследие смотрится гармонично.
Нельзя обойти стороной и братские могилы на территории парка. Здесь покоятся герои революции – солдаты Красной Армии, а также бойцы, скончавшиеся от ран в госпиталях Свердловска с 1941 по 1945 гг. Между тем, согласно проектной документации, будущая дорога должна пройти как раз по этим захоронениям. А ведь обелиск, Вечный огонь у братских могил – это некие символы, которые позволяют объединить различные эпохи в развитии страны.
Тратиться не хотят
– «Город должен развиваться» – это главный аргумент сторонников грядущей реконструкции. На ваш взгляд, это не основание для преобразований? Или же вектор развития выбран неверно?
– В администрации говорят – благодаря новой дороге будет улучшена транспортная доступность, снижена нагрузка на дорожную сеть, уйдут пробки. А давайте посмотрим на смежные планы чиновников. В самом центре Екатеринбурга продолжается точечная высотная застройка: появляются новые жилые дома, деловые и торговые центры. Как увеличение масштабов строительства, связанного с большим притоком людей и транспорта, решит вопрос разгрузки центральных магистралей? Действия властей по реконструкции улично-дорожной сети в данном конкретном районе являются малопроработанными и неоднозначными и влекут за собой огромные нарушения действующих норм. Совершенно не учтена среда, в которой планируется и вот-вот начнется строительство. Земельный участок, затрагиваемый работами, во много раз превышает территорию, выделенную федеральным правительством для целей Чемпионата мира по футболу 2018. Я искренне считаю, что это пойдёт только в ущерб городу и его дальнейшему развитию.
– У нас огромные площади вокруг города. Что же нам мешает развиваться вширь, а не загромождать центр города современными, но не вписывающимися туда стеклянными махинами?
– Ничто и никто не мешает развивать смежные районы и организовывать деловые центры на окраинах. Но… бизнес всегда решает вопросы с точки зрения оптимизации издержек. Говоря о расширении города в стороны, расширении его границ, придётся решать вопрос с подводкой инженерных сетей и коммуникаций, строительством дорог, переводом земель из одной категории в другую. И всё это потребует больших финансовых вливаний. У нас происходит какой-то очень дикий капитализм. Я уже молчу про какие-либо градостроительные доминанты, единую концепцию в формировании кварталов. Ощущение такое, что их просто не существует.
– Проблема в том, что люди отвлечены повседневными делами – то финансовый кризис, то инфляция, то боевые действия в соседнем государстве. Всё это уводит их от важных вещей, происходящих в родном городе. И это страшно. Нам говорят по телевизору – на Украине за 15-20 лет удалось сформировать поколение людей, которые чтут Бандеру, лояльно относятся к нацизму и разрушают памятники. Осознанно уничтожаются символы, знаковые объекты. Давайте задумаемся: а что будет у нас при таком подходе, когда памятники молчаливо уничтожаются? Уже сегодня всё больше людей не помнят принципиальных вех своей истории, которые нужно знать, чтобы гордиться своей страной.
У меня есть хобби – проведение для друзей и знакомых экскурсий. К сожалению, уровень их подготовки в вопросах истории, в том числе родного города, оставляет желать лучшего. Некоторые даже удивляются, что в центре Екатеринбурга есть плотина: они не знают, для чего она нужна, когда там появилась. Я повторюсь, наверное, но… опасность уничтожения памятников приводит к такому вот забыванию и резкому снижению культурного уровня.
Смотрите также:
- Екатеринбуржцы борются за сохранение облика района Царского моста →
- Геннадий Сергеев: «Екатеринбург переживает катастрофу» →
- Город на Исети теряет лицо →