Примерное время чтения: 11 минут
522

Город на Исети теряет лицо

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ-Урал» 02/10/2013

Еще в 1988 году уральский искусствовед Марина Браславская сказала, что наш исторический центр – это одна сплошная кровавая рана. С тех пор прошла четверть века, однако ситуация с охраной памятников истории, культуры и архитектуры на Среднем Урале лишь многократно усложнилась. «Под нож» идут последние остатки старого Екатеринбурга.

Старики не в счёт?

– Я коренная свердловчанка, живу в родном городе на Уралмаше вот уже 67 лет, поэтому считаю нужным заступиться за милое сердцу место, – рассказывает наша читательница Татьяна Юрьева. – В последние годы я просто не узнаю Екатеринбург. Еще совсем недавно у нашего дома был прекрасный фасад, пусть с небогатой, но всё же лепниной. А теперь и туда наставили безобразных витрин, будто в округе магазинов мало. И так по всему городу. Вместо любимого города с витиеватыми строениями и деревянными особнячками мы видим лишь стекло, бетон и рекламу. Получается, что местные власти в сговоре с олигархами в угоду деньгам попросту изуродовали наш прекрасный город. А главное (и самое обидное!) – никто не спрашивает нашего мнения, как будто бы старики не в счёт. Но ведь мы здесь живем, мы родились здесь и выросли! И что, наконец, мы оставим в наследство нашим внукам?..

Многие эксперты считают, что ситуацию в корне могло бы изменить придание Екатеринбургу статуса исторического поселения. Именно за него уже не первый год борются представители регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, многие деятели науки и искусства. Этот статус мог бы резко усилить охрану городского наследия: он позволит защитить не только здания, но и целые их комплексы, саму городскую среду.

Иваны, родства не помнящие

В последнее время в столице Урала с новой силой вспыхнула война за сохранение исторического архитектурного наследия. Свердловские чиновники штрафуют нечистоплотных застройщиков, общественники, заручившись поддержкой властей и правоохранителей, пытаются сохранить остатки старого Екатеринбурга.

Средь бела дня

Несмотря на это, полторы недели назад областной центр лишился очередного архитектурного памятника. Несмотря на попытки общественников вмешаться в ситуацию, экскаватор среди бела дня снёс старинное деревянное здание на ул. Куйбышева, 43. И хотя оно не входило в реестр «охраняемых», можно утверждать: столица Урала лишилась ещё одной крупицы своей истории.

Когда-то эта усадьба принадлежала Стахию Евстигнеевичу Иванову – мещанину, торговавшему деревянной посудой. Усадьба состояла из полукаменного дома, бани и конюшни. Как говорят специалисты, с архитектурной точки зрения особняк, безусловно, представлял собой известную ценность. В обрамлении фасада присутствовали барочные элементы, фронтон был обильно украшен резьбой.

В Екатеринбурге безвозвратно утеряны некоторые памятники. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» /

Между тем такого рода локальные войны между застройщиками, властями и общественниками уже давно стали обыденностью и погоды, что называется, не делают. А факт остаётся фактом: от исторического Екатеринбурга у нас осталась только Плотинка да несколько десятков особнячков, половина из которых находится в катастрофическом состоянии. Сегодня многим людям старшего поколения попросту страшно ходить по родному городу.

Продолжают исчезать

Специалисты отмечают, что активный снос исторической части Екатеринбурга начался ещё в начале 80-х. Городские власти разрушали самые красивые и живописные здания, а на их месте долгое время царили пустыри. Однако тогда никому и в голову не могло прийти, какому бессовестному уничтожению подвергнется столица Урала через пару десятилетий. С 2000 года город пошёл «под нож» просто бешеными темпами.

Понятно, что «результаты» не заставили себя долго ждать: если ещё 20 лет назад историческая застройка составляла у нас 5% от площади всех зданий в Екатеринбурге, то на сегодня это менее 1%. И хотя снос немногих оставшихся памятников никоим образом не может решить каких-то серьёзных городских проблем, они продолжают исчезать.

Кстати сказать, некоторые политики, основываясь на своём сиюминутном интересе, делают на этой проблеме себе основательный «пиар». Но как только проходят очередные выборы, «защитники культуры» куда-то исчезают.

Стоит отметить, что никого из власть имущих сегодня не волнует судьба дома Ярутина, усадьбы Фальковского, старинного здания по ул. Октябрьской Революции, 25, памятника «Усадьба, жилой дом, ворота» (ул. Добролюбова, 3), старинных особняков на ул. Розы Люксембург (№51 и 53), здания земской школы на Вознесенской горке. Это – далеко не полный перечень культурно значимых строений, исчезнувших в столице Урала за последние годы.

По информации областного министерства культуры, на Среднем Урале ежегодно «уходят из жизни» пять-шесть историко-культурных объектов. Какой из них будет следующим?

«Власти нас не слышат»

Жители Каменска-Уральского бьют тревогу. В городе под угрозой сноса оказался памятник архитектуры федерального значения! Усадьба купца Воробьёва рискует быть рассечённой буквально напополам, а мрачные тени экскаваторов и бульдозеров уже буквально нависли над ней.

– В Каменске-Уральском есть район Старый Каменск, где сохранились постройки конца XIX века. Одна из них – это усадьба купца Воробьёва, – рассказывает житель города Владимир Егоров. – В этой части Каменска-Уральского планируется строительство нового моста – он пройдёт буквально в двух метрах от усадьбы, а подъездные пути разрежут её напополам.

Стоит отметить, что усадьба купца Воробьёва – это целый комплекс хозяйственных построек, часть которых при строительстве будет просто-напросто разрушена. «Сколько бы мы ни говорили об этом, в администрации нас не слышат, – продолжает Владимир. – И это вызывает возмущение горожан!» У жителей Каменска-Уральского создалось впечатление, что власти специально «сталкивают лбами» горожан, настраивая друг против друга. Дескать, те, кто выступает за сохранение памятника культуры, принципиально против моста – такого нужного для города. «Это не так! Мы все понимаем его необходимость. Вопрос в том, чтобы перенести подъездные пути в другое место, тем более что это возможно! Кроме того, проведение дороги через исторический центр города окончательно разрушит целостное историческое пространство».

Горожан настораживает и то, что сегодня денег на строительство моста в городе нет. В бюджете средства заложены лишь на подготовку территории, которая подразумевает снос домов. Строительство же моста запланировано на 2016 год, и далеко не факт, что через три года эти деньги появятся. Не пустовать же месту? Как это часто бывает, за эти годы в освобождённый от исторических построек район могут просто-напросто «впихнуть» очередной торговый центр.

Стоит отметить, что ситуация с сохранением культурных памятников остаётся сложной во всей Свердловской области. С одной стороны, на периферии нет такого развитого бизнеса и борьбы за землю, как в столице Урала. С другой – нет и активной общественности, которая бы боролась за сохранение объектов культуры. А потому многие памятники исчезают практически незаметно – словно и не было их.

Непоправимый ущерб

С той же скоростью, с какой Екатеринбург теряет знаковые культурные объекты (даже те, что находились якобы под охраной), в городе появляется множество современных конструкций. Уличные художники буквально оккупировали центр столицы Урала, где в последнее время особенно часто начали появляться неординарные с точки зрения искусства артефакты: то огромный глаз напротив здания областного правительства, то большие оранжевые абажуры на фонарях рядом с Театром оперы и балета, то необычные монументы. Например, внушительных размеров сооружение у кинотеатра «Салют», получившее название «Генератор настроения».

Новые объекты архитектуры и искусства появляются с такой частотой, что порой кажется, будто современные творцы стараются поскорее слепить новый облик города, который исходя из его статуса в рамках страны, возможно, нуждается в чем-то более серьёзном и монументальном. Всё это, конечно, играет свою роль в узнаваемости Екатеринбурга, новости об удивительных уральских инсталляциях постоянно попадают в топы, а их авторы часто получают приглашения на различные фестивали современного искусства.

Но может ли это всё компенсировать то, что теряет город? То, что составляло гордость Екатеринбурга десятки лет, создавало его особенную атмосферу и характер? То вечное, что теперь пытаются заменить разовыми акциями современного искусства, которые рассчитаны от силы на пару недель? Да, молодёжь с охотой принимает подобные проекты, демонстрирующие рост мегаполиса, но не стоит забывать и о старшем поколении, представители которого вообще не понимают таких вещей. Однако их мнение на этот счёт спрашивают не так уж и часто.

А пока жители уральской столицы видят на улицах родного города самую настоящую войну старой эпохи и новых начинаний, причём историческому облику Екатеринбурга зачастую наносится непоправимый ущерб. И если современные объекты можно создавать до бесконечности, то что-то по-настоящему ценное будет уже не вернуть.

Громкие заявления – только слова

Олег Букин, региональный представитель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

– Мы живем в эпоху симуляторов. И я не считаю, что заявления, которые делают наши власти, имеют какой-то реальный вес. Говорить можно всё что угодно. Но мы должны опираться только на дела. Иногда громкие заявления – это элементарная защитная реакция – таким образом власть изображает активную деятельность. МУГИСО иногда что-то делает, но лишь тогда, когда общественники его просто «допекут». А есть такие структуры, которым вообще всё равно, я имею в виду администрацию Екатеринбурга. Мы живём в мире знаков и текстов, которые не значат ничего, ничем не подкреплены и просто маскируют отсутствие всяких реальных дел.

Реальное же положение дел сегодня – странное, сложное и противоречивое. Радует то, что общественность за последние годы уже созрела, чтобы предлагать конструктивные решения, предлагать решения проблем в сфере сохранения памятников. Государство, как бюрократический аппарат, сопротивляется, но видно, что оно готово принимать наши предложения. Правда, делают это власти крайне неохотно и закрываются массой нормативных актов – лишь бы не идти навстречу общественности.

Памятники нужно спасать

Конечно, в былые времена, когда все знаковые памятники культуры ещё были на месте, Екатеринбург имел своё собственное очарование. Теперь же он теряет эту сущность. Основная проблема в том, что из провинциального города столица Урала превращается в третий центр России, где облик XIX века вряд ли сможет соревноваться со стремлениями крупного мегаполиса. Очень жаль, что, например, был утрачен Дом Ипатьева. Ведь он, как и другие памятники культуры, придавал городу немалую известность, и не только на территории нашей страны. Очень жаль улицу Радищева с её ажурными деревянными особняками, которых теперь нет. Но что поделать и как сохранить их в первозданном виде? Это одна из главных улиц, и она требуется Екатеринбургу в другом виде.

Я считаю, что те строения, что ещё остались «в живых», необходимо культивировать в обществе! Нужно спасать то, что ещё осталось, а это немало. Нужно консервировать целые улицы со старинными домами – хотя бы в том виде, в котором они есть сейчас, а уж потом понемногу восстанавливать. Часто в нашем городе это дело частной инициативы музеев или представителей бизнеса, но этого мало.

Светлана Долганова, искусствовед, директор галереи «Окно» и Музея кошек

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах