Сергей Айнутдинов: «Мультфильмы учат детей думать и сопереживать»

из личного архива Сергея Айнутдинова / «АиФ-Урал»

Увы, сегодня те чудесные, пусть и несколько наивные фильмы оказались не то что забыты, но задвинуты в чулан.

   
   

И это большая потеря, считает председатель Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», художник анимационных фильмов Сергей Айнутдинов.

Перекос произошёл

Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Как мне кажется, анимация – такой отдельно живущий вид искусства. Он действительно особняком стоит?

Сергей Айнутдинов: В своё время я общался с известным режиссёром-мультипликатором Юрием Норштейном, и он настаивал на том, что анимация – это не совсем кино, это другой вид искусства. У нас даже полемика возникла. Я остаюсь при своём мнении, что мультфильмы – это такая «синтетика», сочетание многого. Да, рождается своеобразное произведение, но опирается-то оно на ряд других искусств.

– Мультипликационные фильмы у большинства людей ассоциируются с детством. Мультики занимают важную часть в жизни ребёнка?

Досье
Сергей Айнутдинов. Родился в Москве. Работал на киностудии «Созмультфильм», на Свердловской киностудии в качестве сценариста, режиссёра, художника-постановщика и аниматора, поставил более 20 анимационных фильмов.
– Это, возможно, одна из важнейших составляющих. К сожалению, у нас перекос произошёл. И уже не одно поколение воспитано на западном и, честно говоря, не самом лучшем анимационном кино. Да, рождаются новые фильмы – с наследованием традиций Союзмультфильма. Как пример – замечательный сериал «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок народов нашей страны. Много хороших, замечательных картин, но… сколько упущено!

Другой важный момент – если раньше мы видели в основном советские мультики, то сегодня в кинопрокате их намного меньше. То же самое – на телевидении. Не стало, как прежде, детских программ, насыщенных старым добрым кино. Из общества поступают сигналы, что мы потеряли нечто очень важное. Осознание этого пришло даже к тем, кто с долей иронией относился к советским фильмам.

   
   

Те же школьные программы… Мы давно пришли к мысли, что на федеральном уровне следует принять программу поддержки допобразования по изучению кинематографа. Представляете, если бы в течение 10 лет школьники смотрели хорошие, качественные фильмы – пусть даже 40 минут в неделю, а педагог при этом что-то объяснял и подсказывал. Когда ребёнок вовлекается, ему становится интересно и он учится разбираться в важных вещах. Всё это положительным образом влияет на гибкость ума, расширение границ и диапазона знаний. А сегодня, когда дети от случая к случаю включают телевизор и что-то им там показывают, они впитывают совершенно другое.

– Кино, в том числе и анимационное, долгие годы в нашей стране финансировалось по остаточному принципу. Насколько тяжело сегодня приходится создателям мультфильмов?

– Если сравнивать изобразительное искусство и кино, то художники находятся в худшем положении. Государственную поддержку находят очень немногие, в лучшем случае – на какие-то коллективные выставки. На анимационное кино страна всё-таки выделяет средства. Можно участвовать в тендерах и, если твой проект понравится, получить финансирование.

Рисуют мало

– Фильм не фильм сегодня, если нет спецэффектов, созданных при помощи компьютерных программ. Выходит, художники кино уже не нужны?

– Порадоваться особенно нечему, особенно в нашем регионе. Киностудия пока ещё на месте, однако активного процесса там не наблюдается. Сейчас мало рисуют. В фаворе – компьютерная графика. С одной стороны, это даёт документальную точность, а с другой – лишает фильмы художественности. Творческий момент, увы, немного отошёл, и нам бы хотелось его сохранить. Мы планируем проведение выставок, посвящённых художникам кино. Здесь будут представлены работы как из прошлого, так и дня сегодняшнего. Ведь художники – они никуда не девались. Есть молодые авторы, которые создают своё видение, своё понимание литературных произведений. Будет или не будет фильм, уже другой вопрос. Главное, если художнику интересно, он всё равно творит.

– Выходит, эскизы к фильмам – не гарантия того, что будет кино?

– Художник как работает? Идёт сбор материала, создаются эскизы и картины, из которых может родиться нечто большее. Так, в Нижнем Тагиле сегодня проходит выставка под названием «Кино и не только». Выставка своеобразная: в одном зале представлено моё творчество, связанное с изобразительным искусством, а в другом – с кинопроизведениями. Как оказалось, людям это очень интересно. Они активно приходили на встречи, чтобы послушать, как снимается анимационное кино.

На выставку «Кино и не только» попали эскизы к фильмам: графические листы из серии «Литератушки», а также работы, созданные по мотивам детских сказок – «Городка на бугре» Константина Лагунова и «Весёлых приключений зайца Пуса» Вадима Дубичева. Серия шелкографий «Литератушки» – о жизни творческого человека, о взаимоотношении художника и общества, художника и власти.

– Возвращаясь к вопросу о спецэффектах… Последние несколько лет в столице Урала с неизменным успехом проходят выставки «Живые полотна». На ваш взгляд, мультимедийные проекты – это способ заработать или желание продвинуть искусство в массы?

– В первую очередь, наверное, заработать. В какой-то степени мультимедийные выставки отбивают желание прийти в обычный музей, где картины «не оживают» и нет звукового сопровождения, а надо пытаться проникнуть в произведение, понять художника, найти что-то своё, близкое. Когда ты один на один с художественным произведением – это уже другое восприятие, другой уровень интеллекта. Придя на выставку раз в несколько лет, зритель, скорее всего, её не оценит. Для него, наверное, предпочтительней сходить на мультимедийное шоу и получить удовольствие от увиденного. Возможно, человек всё же заинтересуется и в будущем придёт в музей. В этом есть элемент рекламы для изобразительного искусства.

Смотрите также: