«Нельзя признавать что-то одно и напрочь отрицать другое», – уверен председатель Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Сергей Айнутдинов, – важно оставаться разнонаправленным человеком».
Вкус воспитывают с детства
Кристина Шабунина, АиФ-Урал: Изобразительное искусство – для каждого или нет? Спор старый, и всё же…
Сергей Айнутдинов: Безусловно, для каждого! С этого, на мой взгляд, формируется отношение к жизни. Даже если не углубляться в тонкости цветовых и композиционных построений, изобразительное искусство непроизвольно, с детских лет, влияет на формирование объёмного мышления. Во-первых, заставляет ребёнка понимать, как устроено пространство, подмечать детали окружающего мира, во-вторых, вырабатывает умение выстраивать композиции, читать и посылать образный текст.
– Воспитание вкуса – это так важно?
– Человек, вкус у которого воспитывается с детских лет, вырастает разнонаправленным. Если говорить об изобразительном искусстве, то он будет знать и авангард, и академическую школу. Да, нравиться ему может что-то одно, но при этом он никогда не будет отталкивать те произведения, которые не в его вкусе. Широта вкусовых пристрастий влияет на всё – как одевается человек, как оформляет своё жилище, какие книги читает.
– Случаи, когда признание настигает художников далеко не сразу, и сегодня не редкость?
– Известность и популярность сегодняшнего дня не обязательно перетечёт в новое тысячелетие. Я всегда говорю – автор лишь пытается создать произведение, а искусство это или нет, возможно, будет понятно через сто лет. Есть творческие работы, которые принимают и понимают сегодня, но есть и те авторы, известность к которым не приходит при жизни. Многие талантливые художники сегодня с трудом могут себе позволить содержать мастерские. Я, может быть, скажу кощунственную вещь, но зачастую мастера – растиражированные и популярные – создают картины, которые никогда не будут предметами искусства. При этом частные галереи их активно покупают и продают – по причине коммерческой востребованности.
Многие талантливые художники стараются лучшие свои работы не продавать. Они предпочитают отдавать их в музеи, потому что в большинстве случаев только государственное собрание даст возможность человеку остаться в истории, сохранить наиболее интересные работы. И если в будущем совпадают две вещи – талант художника и интерес к нему искусствоведа, – то они выливается в некое культурное явление.
Не надо валить в кучу
– Вроде бы и художников в Екатеринбурге много, и выставочные площадки функционируют в режиме нон-стоп. Поддержка властей осуществляется на должном уровне?
– Нельзя сказать, что её нет, но по большому счёту недостаточно. Уже много лет я твержу о том, что Екатеринбургу нужен хороший выставочный зал в центре города. Не просто коробка, где одни стены, а хорошо оснащённый современный зал, где можно проводить разнонаправленные выставки. Допустим, выставку художников театра и кино – представляете, как будут соседствовать живописные и графические произведения, куклы, медиа- и видеоарт, инсталляции, манекены в костюмах, да много чего! Художественный свет, качественное звуковое сопровождение. При такой подаче материала любое знакомое произведение заиграет совершенно новыми красками. И все удивляться будут – как это я раньше что-то в нём не разглядел?
– Сегодня встречаются работы эпатажные и неоднозначные, но именно они раскупаются – вмиг и за какие-то невероятные суммы. Это что – смена художественных ценностей?
– Если говорить о так называемом современном искусстве, то там бывают любопытные вещи, но в целом… Вот пример: – обнажённый человек прибивает себя на Красной площади. Известная история. В разрушенном производственном цехе балет показали, хор спел. Подчеркнули, что в Свердловской области заводы стоят? И что? Мы не против современного искусства, но давайте показывать лучшие образцы! Не надо в кучу валить! Привезите нам какого-нибудь знакового художника, который миллионы стоит, и мы посмотрим, настолько ли он ценен. Нам пытаются навязать симпатию к подобным вещам, тогда как зачастую это не больше чем банальный эпатаж, бессмысленные и разовые флешмобы. Отдельные представители современного искусства не могут даже организовать большие пространства, которые им выделяются.
Но самое главное – мы не можем достаточно серьёзно им противостоять. Представляете соотношение цифр – у них и у нас? У нас тысячи, а там десятки миллионов рублей. Деньги туда вбрасываются просто громадные, всё это пиарится, заказываются журналисты, пишутся статьи…
Этот эпатаж, причём финансово подкреплённый, – страшная сила. Это искусство разрушения и туризм за государственный счёт. Важно не то, что ты умеешь, а то, каким местом себя к чему прибьёшь.
За столкновение взглядов
– Что сегодня волнует художников? Внутренние переживания или, напротив, происходящие в мире события?
– Сейчас всё замыкается вокруг пейзажей – и это беда, ведь, картина как произведение должна быть разнообразной, отражать все стороны бытия. На всероссийской художественной выставке «Россия» искусствоведы отметили, что у художников совершенно отсутствует такое понятие, как «жизнь сегодня». Этого нет. Художников якобы не волнует то, что происходит здесь и сейчас. Также на выставке почти нет исторических жанровых картин, хороших портретов. Живопись стала более декоративная – пейзажи, натюрморты… То есть то, что сегодня пользуется спросом у массового покупателя.
– Можно сказать, что союз художников противостоит коммерциализации?
– Так оно и есть. Мы создаём творческую среду для художников, лучшие из которых шагают потом дальше. У нас очень хорошие коллекции, наверное, лучшие в городе. В зале Союза художников могут быть показаны спорные, экспериментальные произведения, столкновение концепций, многообразие взглядов, и это важно с точки зрения развития творчества и искусства в целом.