Тревога экологов. Заводы продолжают травить уральцев

Если власти будут продолжать закрывать глаза на проблему экологии, то скоро по территории области можно будет передвигаться только в противогазе. © / Коллаж АиФ

«Откуда у экологов и учёных деньги? Ребята сидят в стареньких, построенных ещё в советские времена лабораториях. Трудятся с утра до вечера, в голове у них масса интересных идей, однако реализовать их на практике нет возможности», – говорит председатель Свердловского регионального экологического движения «Зелёный мир» Сергей Пакулов.

   
   

Откуда деньги?

Алексей Заякин, «АиФ-Урал»: Сергей Георгиевич, думаю, что вы, как никто другой, ждёте следующего года. Наверняка на экологию и окружающую среду чиновникам хочешь не хочешь, а придётся обратить повышенное внимание?

Сергей Пакулов: Я надеюсь, что теперь закрыть глаза на экологическую проблему у них уже не получится. У нас чиновники как считают. Главное, чтобы все промышленные предприятия работали, чтобы не было социальных волнений. Изменения в законодательстве, направленные на ужесточение штрафов за выбросы в атмосферу вредных веществ, не вносятся. Руководители заводов платят мизерные штрафы и продолжают травить людей. Знаю, что сейчас готовятся серьёзные программы по изменению законодательства. Будут, в частности, поправки в лесном и водном кодексе.

– Одна из главных проблем в Свердловской области – отсутствие современных технологий по переработке промышленных отходов. Из-за этого окраины некоторых наших городов напоминают большую помойку.

Досье
Сергей Пакулов. Родился в 1950 году в Каменске-Уральском. Окончил свердловский институт инженеров железнодорожного транспорта. Председатель Свердловского регионального экологического движения «Зелёный мир».
– Соглашусь с вами. Давайте посмотрим на мой родной Каменск-Уральский. У нас в городе сразу несколько огромных шламовых полей, отходов от производства глинозёма. Самое страшное – это красная пыль, которая поднимается с них. А буквально через дорогу находятся школа, детсад. Стоит подуть ветру, и случится экологическая катастрофа. Кстати, несколько лет назад такая произошла в Венгрии. Пошёл дождь, и стоки попали в реку. До последнего времени технологий по переработке красного шлама не было. Сейчас мы занимаемся продвижением проекта, получили безвредную технологию по его переработке. В будущем хотим создать индустриальный парк по промышленным отходам с центром в Каменске-Уральском. Сейчас проходят согласования на уровне министерства промышленности. Однако сразу возникает вопрос: кто понесёт немалые затраты? Строительство завода требует больших средств, с нами готовы разговаривать только на уровне софинансирования данного проекта. Но откуда у экологов и учёных деньги? Ребята сидят в стареньких, построенных ещё в советские времена лабораториях. Трудятся с утра до вечера, в голове у них масса интересных идей, однако реализовать их на практике нет возможности.

– Не могу понять, почему у нас людям, которые действительно готовы сэкономить благодаря своим проектам миллионы для государства, что называется, не дают дороги?

– Я приведу простой пример. Совсем недавно по приглашению торгово-промышленной палаты из одной китайской провинции в Свердловскую область приезжали представители более чем ста компаний. Хватило пяти минут, чтобы они поверили в успешность технологии переработки красного шлама. Они готовы пригласить наших специалистов, чтобы мы поделились с ними опытом. Оплачивают всё: питание, перелёт, проживание. Даже зарплату готовы платить. В родной же стране получается, что мы навязываем свои услуги, а от нас отпихиваются. Здесь, конечно же, свою роль играет и коррупционная составляющая. Чтобы выиграть грант, нужно отстегнуть немалую сумму. Скажу, что подобная система действует не только в экологии, но и в других сферах. Вот мы активно сотрудничаем с профессорами из УрФУ. У них масса проектов: утилизация отходов с очистных сооружений, сжигание биологического мусора. Но у нас всегда проще почему-то всё вывезти на грузовике в лес и закопать. Или вот ещё пример. Недавно уральские учёные разработали специальную смазку, восстанавливающую компрессию у двигателя автобуса. Им даже выдали списанный автобус. Благодаря смазке компрессия практически восстановилась. Всё было запротоколировано. Думали, что теперь останется всё только внедрить в масштабное производство. Но тут чиновникам предложили новые автобусы к чемпионату мира, и разработки учёных вдруг стали никому не интересны.

   
   

Где горячие точки?

– Свердловская область в рейтинге самых грязных российских городов всегда на ведущих ролях. Есть ли у нас какие-то перспективы покинуть чёрные списки?

– У нас три самых грязных города – Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский. И c таким отношением чиновников и руководителей крупных предприятий к окружающей среде выйти из чёрного списка этим городам будет непросто. Екатеринбургу, например, необходимо как можно скорее принимать программу по экологизации транспорта – переводить автомобили на газ. Кроме того, нужно задуматься о новом водохранилище. Сегодня каждый третий житель города пьёт плохую воду и даже не знает об этом. Беды Нижнего Тагила и Каменска-Уральского схожи: заводы выбрасывают в атмосферу огромное количество вредных веществ, загрязняя воздух. Ценой неимоверных усилий со стороны экологов нам удалось добиться, чтобы на ведущем промышленном предприятии Каменска-Уральского установили газоочистную установку.

– То и дело на территории области появляются горячие точки. Жители Дегтярска несколько лет боролись против строительства сурьмяного завода. Теперь встал вопрос о появлении кремниевого предприятия в Новоуральске. Почему только после вмешательства общественности удаётся отбиться от назойливых дельцов?

– Во всём виноваты большие деньги, которые сулят властям промышленники. Народу же они обещают новые рабочие места. Но надо понимать, что такие предприятия убивают окружающую среду. Выбросы токсичных веществ огромны, а здоровье ни за какие деньги не купишь. И все эти разговоры о безопасных технологиях пустая брехня. Людям вешают лапшу на уши. К примеру, они утверждают, что у них стоят современные немецкие печи. Однако мы знаем, что они ничем не отличаются от наших, только чуть мощнее.Радует, что общественность не верит в сказки и как может отбивается от непрошеных гостей.

Смотрите также: