Пролёт каменюки
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Денис, вы выходите с телескопом на улицы города и предоставляете людям уникальную возможность наблюдать за небесными телами, ведёте страницу в соцсети «Астрономия для детей и родителей», проводите в школах презентации. Причём «безвозмездно, то есть даром», что для сегодняшнего времени не характерно. Зачем вам это?
Честный виток
– Ради популяризации науки?
– Если говорить о пропаганде астрономии, то мне, допустим, обидно, что у нас нет амбициозных научных проектов, связанных с космосом. По крайней мере, так хорошо разрекламированных, как «Хаббл», например.
– Почему? Ведь в советское время…
– Что было в советское время? Да, шла космическая гонка. Первый спутник мы «взяли». Что касается первого человека в космосе – победили с разгромным счётом, потому что первый американский астронавт Шепард, полетевший следом за Гагариным, не делал оборота вокруг Земли, тогда как Гагарин сделал честный виток. Затем государства включились в лунную гонку, которую в итоге выиграли американцы. И на этом месте Советский Союз как будто бы утратил интерес к вложению средств в исследование космоса.
– О каком интересе можно говорить, если в своё время астрономия была удалена из школьной программы?
– Новый министр образования РФ Ольга Васильева пообещала вернуть астрономию в школу. Ей вообще свойственен посыл «мы сделаем как было раньше». Но, как известно, фарш невозможно провернуть назад, и мясо из котлет не восстановишь. Поэтому надеюсь, у неё ничего не получится. Всё, поезд ушёл.
Камера хранения?
– В таком случае какой формат изучения астрономии актуален?
– А вот давайте думать! Давайте искать. Как-то на одном из православных ресурсов интересно высказался православный педагог. Он заметил, что мы всё ещё наших детей учим в школах так, как будто бы нет Интернета, социальных сетей, Википедии и так далее. Мир изменился. А другой мир – другая школа. Это говорит священник, хотя, казалось бы, кто может быть консервативней?
В силу того, что я занимаюсь с детьми из младших классов, задумываюсь, как бы я хотел видеть астрономию в школе. Я бы хотел видеть её в составе некоего общего научного курса, объединившего физику, химию, математику, астрономию. Науки не должны преподаваться по отдельности, потому что они взаимосвязаны. И сегодня эта взаимосвязь особенно очевидна.
– В педагогическом сообществе?
– Почему? Не только в педагогическом. Мы все имеем право принять участие в обсуждении, в силу того что на определённом этапе жизни являемся родителями. По-хорошему родители должны принимать участие в школьной жизни ребёнка – это же значительная часть его жизни вообще.
Почему у нас нередко в образовании происходит какой-то бред? Потому что родители сегодня смотрят на школу как на склад, как на камеру хранения. Сдали туда ребёнка – забрали. И так он там «хранится» пять-шесть дней в неделю. В чём на самом деле смысл пребывания ребёнка в школе? На этот вопрос должны в первую очередь ответить родители, а они не хотят над этим думать. Вот в чём главная проблема. А не в том, есть астрономия в школе или нет. В конце концов, уже несколько поколений выросло без астрономии в школе, и что? Они стали от этого хуже? Наверное, нет.
По большому счёту сегодня надо говорить о том, как сделать школу интересной, актуальной. Если учитель не верит в то, что преподаёт, если он не видит в этом смысла, если ребёнок не видит смысла, если родители не видят иного смысла в школе, кроме как занять ребёнка, о чём тогда речь? Тогда вообще без разницы, какая программа. В школу в первую очередь сегодня нужно привнести смысл. С этого нужно начинать. А потом уже всё само по себе встанет на свои места, будет понятно, как преподавать предмет.
– Есть единственный аргумент в пользу того, чтобы чем-то заниматься, – это интерес. Так вот, наблюдательная астрономия – это интересно. Как-то мы отмечали День астрономии. Одна девушка увидела в телескоп Сатурн, который всегда производит очень большое впечатление, гораздо большее, чем, например, Юпитер, Марс или даже Луна. И после этого она сказала: «Мир никогда не будет прежним».
У меня нет задачи «сподвигнуть». Если ребёнку или взрослому интересно здесь и сейчас, почему бы нет? Мне кажется, вполне достойная задача.
Смотрите также:
- Протоирей Петр Мангилев: «Жить в комфорте – не значит быть счастливым» →
- Клоун Вовочка знает, как выжить в жестоком мире →
- Как быть счастливым →