В новом учебном году курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится во всех школах, что называется, в штатном режиме. О глубоком смысле изучения этой дисциплины мы беседуем с гостем «АиФ-Урал», профессором кафедры эстетического образования УрГПУ, заведующим лабораторией педагогики православия УрО РАО, кандидатом педагогических наук Станиславом Погореловым.
Табу создают культуру
- Станислав Тимофеевич, не так давно вы обмолвились о том, что государству в вопросе воспитания детей нужны партнеры. А как же семья?
- Для меня возможность воспитания сегодня какой-то уединенной силой просто утопична. Сегодня так много в культуре антисемейных явлений, что родители, поставленные в условия современного урбанистического быта, просто теряют ребенка. Мы можем говорить об успешности воспитания, только когда происходит консолидация здоровых сил.
Традиционно как было? Скажем, община. На ее территории дети свободно общаются друг с другом, но контролируются взрослыми, находящимися на ее территории. Взрослые не дают им жить в анонимном пространстве, которое не просматривается и не контролируется. У нас сегодня этот элемент выпадает.
Традиционно в воспитании участвовала церковь. Но в советское время она утратила свое влияние. Тогда государство стало исполнять роль «вселенской церкви» - оно взяло на себя все. Сегодня государство от всего отказывается. А первым воспитателем по закону названа семья. Но семья механизма не имеет! Да, церковь объявляется как носительница ценностей, формирующих национальные воспитательные идеалы, но надо организовать механизм партнерства церкви и государства.
Многие стараются отгородить школу от партнерства с церковью. Но ведь там есть некая практика, скажем, аскетического опыта или ограничения потребностей. А это для сегодняшнего человека основное. Табу создают культуру. Все великие мыслители говорят о том, что нет худшего для нашей культуры, чем сломать табу. Вот и получается, что нам нужны носители, которые никогда не поддавались конъюнктуре времени. Церковь как раз и есть этот носитель. И ее догматизм не зло, а благо. Мать - ценность всегда. «Чти отца и мать свою, и продлятся дни твои» - вот и все. И никто не говорит, умная мать, богатая, больная, старая… Какая есть.
Аскетический опыт очень нужен сегодняшнему человеку. Очень важен этот инструмент. Он ведь не вмешивается в жизнь, а учит. Чему? Очень просто - как быть счастливым.
Мы сегодня говорим: «свободный человек». Но он оказался свободным от обязательств перед обществом, перед родом, перед семьей. И тогда начинаются все беды. Такая свобода ведет к тупику. Духовное начало впереди всего должно быть!
Музейные «этикетки»?
- Станислав Тимофеевич, нет опасения, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» превратится в формализм?
- Это самая главная опасность! Почему я и боюсь, что это будет сделано без союза семьи, школы и традиционных религиозных конфессий. Дидактическая школьная система склонна к формализации. Поэтому, если мы передадим это только одной школе, получим дидактический механизм, который сам на себя замкнется и обязательно формализуется. Жизни и ценностей не будет, будут «этикетки» музейные. А что толку их изучать, когда у нас проблема иерархии ценностей ребенка?
- В чем тогда профилактика?
- В том, чтобы приобщаться к живой традиции. Знать, как эти ценности ЖИВУТ. Я сам разрабатывал этот курс. С чего начинается знакомство? С опыта ребенка. Вот он идет - храм стоит, это архитектурное сооружение. Что оно? Вот песня звучит: «Москва - звонят колокола. Москва - златые купола. Москва - по золоту веков проходит летопись времен». И начинаем размышлять… Объясняем ребенку, что это такое, откуда взялось. И ни в коем случае не включаем его в обряд или какое-то религиозное действо. Главное - культурная традиция, а она требует понимания. Проживания. Вовлечения ребенка в сохранение этих ценностей.
Поэтому формализация - страшная опасность. Мы столкнулись уже с тем, что учителя, лишенные экспертного (!) взаимодействия со священнослужителями, начинают искажать, утрачивать смыслы, не замечают деталей. Поэтому многие вопросы должны быть согласованы с экспертом. Когда сам учитель станет экспертом? Конечно, через много десятилетий. Мы же все атеисты по невежеству были - это быстро не преодолеется. Значит, этот союз важен. Повторюсь, как экспертное взаимодействие. Знающий консультирует незнающего.
- В нашей области эксперимент по внедрению курса шел уже два года. Есть опыт такого взаимодействия?
- К сожалению, он ограниченный. Мы проводили форум, собирали представителей 21 региона. В некоторых есть развернутое взаимодействие, но таких регионов меньшинство - это в основном исторические центры России.
Тут ведь еще встает вопрос педагогических кадров. Мы уже два года как открыли специальность «Педагогика духовно-нравственного воспитания» на уровне бакалавров и на уровне магистров. К нашему образованию приходят, с одной стороны, специалисты муниципальных органов управления образования - они учатся в магистратуре. А с другой стороны, нам митрополит говорит: «А это знание и будущим священникам важно». И приходят на заочную форму семинаристы. Вот мы кадры готовим. В конце концов, общая система заработает. Не может не заработать.
…Общая же деградация очевидна. Страшный пример - мы занимаем первое место по детским суицидам. Это означает бессмысленность бытия для молодежи. Что же мы натворили? Как сумели обессмыслить? И никакие причитания и уговоры ничего не изменят. Надо открывать эти смыслы. О них надо с детства разговаривать! Ну в какой молодежной субкультуре можно сказать: «Я люблю тебя, жизнь!»? Ни в какой! А мы должны жить именно с таким ощущением, делать все с удовольствием и выполнять радостное, осмысленное бытие.
Досье:
Станислав Тимофеевич Погорелов родился 22 июня 1943 года в с. Большая Лысьва Пермской области. Окончил отделение народных инструментов Уральской государственной консерватории. Работал директором музыкально-педагогического училища. С 1986 года - в УрГПУ. Основал кафедру эстетического воспитания.