За почти триста лет Екатеринбург не только вырос, поменял облик и пришёл к статусу столицы Урала, но и оброс городскими легендами. История города уж точно этому поспособствовала: при царе здесь жили зажиточные уральцы со своими тёмными тайнами, да и кварталы бедняков хранили свои мрачные секреты.
Позже горожан и их дома буквально перемолола революция, следом — «Большой террор». Конечно, была в истории Екатеринбурга и Великая Отечественная, когда на Урал эвакуировали людей, заводы и произведения искусства. Город узнал и перестройку, и распад СССР, и мрачные 90-е... Каждая эпоха оставила свои следы в виде зданий и мрачных легенд о них.
1. Заброшенная больница в Зелёной роще
«Фу, как банально», — наверняка подумали вы. Но большинство горожан и не подозревают, что у страшных историй про это место есть не менее страшные причины...
Больница начала свою работу в 1932 году — тогда она принадлежала НКВД. Затем её то переводили в статус гражданской, то отдавали военным, пока в 1959 году не объединили с поликлинической службой.
В 1973 году больница стала оказывать горожанам экстренную помощь круглосуточно. Здесь тогда работало семь центров — кардиологический, токсикологический, сосудистый, по лечению травм глаза, ожоговый, по лечению ОПН, микрохирургии сосудов — в которые ехали лечиться даже из соседних областей. В таком состоянии больница пережила развал СССР и «лихие 90-е», ветшая и приходя в упадок.
7 ноября 2000 года комиссия Областного Минздрава решила расформировать больницу. Все отделения перевели в другие медицинские учреждения, а часть персонала сократили.
С тех пор больница стала в сознании горожан мрачным местом. Говорят, по её заброшенным коридорам бродят уставшие призраки заведующего и пациентов, которые ищут своих докторов...
Нулевые добавили своей мистики — горожане расскажут вам сто и одну историю про жертвоприношения сатанистов, про «Комнату времени», в которой можно провести 10 минут, а при выходе заметить, что прошло несколько часов.
Правда, конечно, не так интересна, хотя и куда более печальна: заброшенное здание облюбовали самоубийцы и наркозависимые, туда заглядывают школьники, чтобы выпить и пощекотать себе нервы. Иногда там происходят не только насильственные преступления, но и несчастные случаи — здание разрушается, гулять по его этажам опасно.
Что будет с больницей дальше? Уральские бизнесмены ожидают выставления здания на торги. Как известно, в территории заинтересованы несколько крупных застройщиков — кто-то подумывает о жилом комплексе, а кто-то о реконструкции больницы.
2. Городок Чекистов
Весь комплекс — воплощение утопических мечтаний советских архитекторов о коллективном быте: например, в квартирах не было кухонь, домашнюю работу должны были выполнять фабрики-кухни и прачечные жилого комплекса.
Но идеи о светлом будущем коснулись не всех: говорят, чекисты иногда «работали на удалёнке» и расстреливали людей прямо в подвалах собственных домов, потому на стенах подземелий можно найти следы от пуль и брызги крови... И что есть здесь один подъезд, куда людей заходит больше, чем выходит — в нём пропадают и расследователи тайн, и случайные прохожие.
Любители мистики могут добавить жути: когда-то на месте городка долгое время было кладбище, и по советским зданиям теперь бродят призраки старообрядцев...
Однако, есть легенды и без всякой аномальщины: ходят слухи, что тут существует чуть ли не подземный город, уходящий на десяток этажей под землю, с огромными тоннелями, по которым можно добраться в самые разные районы.
Проверить существование этого подземного города или хотя бы посмотреть, правда ли планировали возведение чего-то такого, невозможно — оригинальной документации нет, а сами подвалы затоплены.
Что будет с «Городком» дальше? В зданиях комплекса живут екатеринбуржцы, работают магазины, пекарни и кофейни. Градозащитники и обитатели района призывают власти заняться реставрацией зданий и привести в порядок весь «Городок» — он весь, а не только гостиница «Исеть», мог бы стать одним из символов Екатеринбурга, а жильё могло бы стать значительно более комфортабельным и дорогим, как и весь район.
Некоторые застройщики предлагают свои концепции, в том числе и те, которые подразумевают точечную застройку района, что, увы, разрушит целостный ансамбль «Городка».
3. Усадьба Харитоновых-Расторгуевых
Усадьба на Вознесенской горке принадлежала одним из самых богатых людей Екатеринбурга — они построили тут самый настоящий дворец. Богаты они были настолько, что, говорят, свадьбу дочери отмечали неделю, угощая всех желающих в течение года и омывая лошадей шампанским!
Впрочем, всё далеко не так роскошно — по легенде, Расторгуев обманул архитектора усадьбы, пообещав ему освобождение из тюрьмы. Архитектор совершил самоубийство, прокляв перед этим своё роскошное творение и его обитателей.
Флёр беззаботной жизни богатых людей окончательно улетучивается, если узнать, что Харитоновы были старообрядцами, даже выстроили на территории усадьбы тайную церковь. По легенде, иконы прятались за картинами, а из церкви вёл тайный тайный подземный ход, чтобы пришедшие помолиться знакомые могли сбежать в случае появления незваных гостей.
И часть про подземные ходы оказалась правдой!
Лёгкий холодок ощущается, если к этому добавить, что Харитонов мучил и убивал рабочих со своего завода. Современники владельца усадьбы рассказывали, что по ночам на Вознесенской горке можно было услышать крики несчастных. Похоже, эта легенда тоже основана на фактах: Харитоновы были сосланы в Финляндию за жестокое обращение с рабочими.
Что ждёт усадьбу дальше? Сейчас в усадьбе Дворец творчества детей и молодёжи, который никуда не планирует съезжать. По мере возможностей усадьбу стараются поддерживать в надлежащем состоянии.
4. Детская библиотека «Малая Герценка»
Здание детской библиотеки на улице Чапаева — ещё одно мистическое место на карте Екатеринбурга. И, конечно, когда-то это была усадьба богатых горожан — купеческих сыновей Павла и Евдокима Ошурковых.
Каменный особняк строился долгие 18 лет — переехать в него жильцам удалось лишь к концу 50-х годов XIX столетия.
По воспоминаниям современников, в усадьбу Ошурковых захаживали родственники и друзья со своими семьями и часто задерживались допоздна, играя в настольные игры, танцуя и наслаждаясь музыкой.
А некоторые даже говорят о призраках — ночные сторожа замечают здесь силуэты маленького мальчика и импозантного мужчины. И как бы жутко это не звучало, но призраки ни разу не причинили вреда людям.
Что ж, возможно, бывшие жильцы так любят свой дом, что возвращаются сюда каждую ночь, прогуливаясь по залам и коридорам библиотеки, так нагло расположившейся в их комнатах.
Что ждёт усадьбу дальше? «Малая Герценка» тоже не планирует съезжать — можете заглянуть туда с ребёнком. Кто знает, может, и вы увидите краем глаза галантного мужчину в цилиндре...
5. Здание Медицинского колледжа на Крылова, 2
Старинный кирпичный дом № 2 на улице Крылова сейчас принадлежит Медицинскому колледжу. А когда-то это был настоящий детский приют — его называли «Петровским»...
Семён Алексеевич Петров, родившийся в 1820-е годы, был крупным бизнесменом Екатеринбурга XIX века. Увы, но сколько-нибудь точных сведений о времени и месте его рождения нет. По слухам, он был внебрачным сыном нищей крестьянки. Его даже прозвали «Фенич» — вероятно, по имени матери Федосьи.
В детстве Семёна подбросили к порогу купца Максима Коробкова. Сам Коробков был владельцем винно-колониального магазина, а в 1840-е годы он даже был городским главой. Он воспитал Семёна как своего сына, и завещал ему имущество и бизнес.
Семён не забирался в политику и общественную жизнь так же глубоко, как его отец — был лишь гласным Городской Думы и торговым депутатом от купечества. Как и многие уральцы, был старообрядцем — даже пожертвовал Рязановской церкви богатые ризы, которые ещё долго называли петровскими.
Вероятно, внебрачное происхождение заставило Семёна задуматься о сиротах, которым с усыновлением не повезло. Сохранились записки Петрова, где он размышляет о тяжелом положении незаконнорожденных детей.
В итоге в завещании всё имущество он отдал на сооружение и обустройство детского приюта. Вероятно, купец хотел построить приют сам и даже начал ликвидировать свои торговые дела, но не успел — умер в 62 года.
Город построил приют после смерти Петрова, и он официально открылся 30 августа 1897 года.
Приют просуществовал до революции 1917 года, а после революции воспитанников буквально выставили на улицу. Учитывая драматические события в России и на Урале, вряд ли у всех сирот приюта судьба сложилась хорошо, без трагедий и голода...
Возможно, души воспитанников до сих пор скучают по приюту, где у них было хоть какое-то подобие семьи, кров и горячая еда.
В 2000-е здесь расположился отдел УФМС. Когда шумный поток посетителей иссякал, охранники, особенно ночные, слышали шумы, детские голоса, плач и смех в пустых тёмных коридорах здания, видели огоньки.
Однажды охрана даже вызвала кинолога с собакой, но та не обнаружила в здании следов постороннего присутствия.
Что будет с экс-приютом дальше? Здание приюта стоит на охране как объект культурного наследия. Это вызывало скандалы между сотрудниками УФМС и посетителями — высокие ступеньки и отсутствие пандусов делали учреждение недоступным для стариков и маломобильних горожан. Сделать с этим ничего нельзя: любые изменения должно согласовать МУГИСО, но они могут испортить вид здания. Сейчас здание передано Медколледжу.