Резкий рост цен на еду, падение уровня реальных доходов, потеря работы, нестабильная в условиях пандемии экономика – всё это заставляет уральцев искать свои выходы из ситуации. Одним из способов коллективной борьбы с дороговизной стало относительно новое для Среднего Урала движение – фудшеринг.
Жизнь заставила
Этим летом Свердловская область стала одним из лидеров в стране по стоимости «борщевого набора» и по уровню инфляции в целом. По данным Уральского ГУ Банка России, в июне она составила 6,55%. Больше всего подорожали овощи (свёкла, морковь, картофель, капуста), но не только. Менее доступны стали молоко, сливочное масло, рыба, яйца, чай, конфеты и многие другие продукты. Эксперты объясняли рост цен проблемами прошлогоднего урожая и восстановлением потребительской активности, но речь не об этом.
Иностранное словечко фудшеринг (англ. foodsharing, от food – еда, sharе – делиться) стало известно в России лет пять-шесть назад. Появившееся в 2012 году в Германии, движение это подхватили Москва и Питер, а в последние пару лет оно начало получать распространение и в Свердловской области – в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Серове, ряде других городов.
Допустим, этим летом вы вырастили у себя в саду хороший урожай овощей и фруктов. Что-то уже съели, сделали необходимые заготовки на зиму, но кое-что осталось. И если выбрасывать всё это добро жалко, то почему бы не отдать продукты тому, кто в них реально нуждается?
Общественная нагрузка
На сегодняшний день в группе Светланы 319 подписчиков. Для сравнения: у аналогичных сообществ в Москве их число достигает 10 тысяч и более. Некоторые из них перешли в формат юрлиц (некоммерческих организаций), сотрудничают с волонтёрскими движениями и предприятиями, но свердловчанам до таких масштабов пока далеко.
За последние несколько месяцев жители Екатеринбурга безвозмездно предлагали: часть урожая с дачи (кабачки и яблоки), разнообразные соусы и приправы, уксус, сухофрукты, леденцы, конфеты, замороженные котлеты и рыбу, муку, пшено, рис, геркулес, кукурузные хлопья, панировку, макароны, сухарики, пельмени, компоты и варенья, консервы, тушёнку, пюре быстрого приготовления, зелёный чай, детское питание, безглютеновую смесь, корм для кошек...
Одновременно появляются объявления и другого рода. «Из-за сложной финансовой ситуации приму продукты в дар», – написал один из горожан. Или: «Выручите, пожалуйста, едой. Особенно буду рада принять овощи, фрукты, ягоды, зелень, рыбу, молочку, но и за любое другое спасибо». А вот ещё: «Нуждаюсь в еде, с работой проблемы, не заплатили. Помогите кто чем может».
Просрочка вне закона
Стоит отметить, что в движении фудшеринга участвуют не только частные лица, но и предприятия (магазины, точки общепита и так далее), но в этом случае за процессом благотворительности внимательно следят надзорные ведомства.
В 2019 году уральский бизнесмен Иван Зайченко предложил покупателям бесплатно забирать списанные продукты. Однако вскоре в его магазин нагрянуло управление Роспотребнадзора и выписало ему предписание прекратить подобную практику. И он ещё легко отделался, так как вполне мог «попасть» на штраф в 100 тысяч рублей.
Новая форма коммуникации
– С моей точки зрения, причина распространения фудшеринга кроется не столько в бедности, сколько в повышении уровня социальной ответственности уральцев. Простой пример: человек вырастил урожай, вложил в него свой труд, время, денежные средства. Ему жаль, если его усилия пропадут даром и часть выращенных овощей и фруктов придётся выбросить. Желание отдать их за копейки или даже просто подарить кому-то из соседей, знакомых или вовсе незнакомых людей вполне естественно. Не говоря о том, что иногда утилизация излишков может занять больше сил, чем если бы на условиях самовывоза предложить их кому-то из горожан.
Сегодня локальный фудшеринг процветает не только в соцсетях, но и в локальных домовых чатах, между соседями. Не думаю, что речь идёт о голоде или вопиющей нищете, когда людям реально нечего есть. Чаще всего это отношения равного с равным, они не зависят от уровня достатка. И это новая форма коммуникации людей.
Скорее всего, движение фудшеринга будет получать всё большую популярность. Благодаря развитию цифровых технологий и социальных сетей человеку не надо бегать и искать, куда бы пристроить излишки продуктов. Он просто выставляет объявление в интернете.
Добрая воля
– Думаю, что появление и распространение фудшеринга связано со множеством причин – социальных, экономических, экологических.
В России основной фактор – это бедность. Сегодня 2,5% населения у нас в стране тратит на продукты более 70% своего дохода, а каждый второй экономит на еде. Официальная инфляция у нас подходит к 7%, а реальная продуктовая инфляция находится в районе 14–15%. На зарплату, которая не растёт, люди могут купить всё меньшее количество продуктов. Поэтому вполне естественно, что многие уральцы, испытывающие проблемы с приобретением провизии, с удовольствием берут еду в дар.
Вопрос того, как это организовать, носит исключительно технический характер. Наверное, было бы неэтично делать на этом бизнес. Но если организаторы таких электронных площадок сводят не покупателя с продавцом, а дарителя с нуждающимся, то это можно только приветствовать.
Полагаю, что многие свердловчане готовы отдавать излишки продуктов бесплатно. Например, мои родители выращивают помидоры и огурцы и регулярно раздают их друзьям и знакомым. Это такой соседский фудшеринг.
В Германии фудшеринг, скорее всего, носит характер борьбы с перепотреблением и перепроизводством. Выращивание любых видов сельхозпродукции – это затраты энергии и воды, появление углекислого газа, всё это очень заботит Европу. Но у нас в России речь идёт в первую очередь о доступной еде, о возможности накормить голодных. В этом плане инициативы общественников нужно поощрять.
Считаю, что у фудшеринга в нашей стране большое будущее. Еда традиционно занимает и будет занимать существенную часть расходов россиян. Главное, чтобы появлялись люди, которые готовы это продвигать. По сути, организаторы таких площадок занимаются благотворительностью, волонтёрством.