«Огородников» мало
- Татьяна Ивановна, добровольные помощники к вам наведываются?
- Конечно, желающих помочь к нам приходит много. Другое дело, что у одних это получается, с ними складывается дружба, а у других - нет. Первый вопрос, который мне задают волонтеры: «В чем вы нуждаетесь?» Ответ мой всегда таков: люди нуждаются во внимании, а в материальном плане - ни в чем. Сейчас государство уделяет очень много внимания учреждениям социальной сферы. Судите сами, за этот год нам было выделено порядка пяти миллионов рублей только на ремонт и строительные работы. Вы же были у нас пару лет назад? Заметили разницу? Вот-вот. Все полы поменяли, окна меняем, прачечную, пищеблок отремонтировали, комнаты частично тоже.
И в плане питания все настолько благополучно, что возникла неожиданная проблема - не знаем, чем еще попотчевать, чем еще удивить обитателей, что бы такое «эдакое» приготовить из того огромного ассортимента продуктов. Мы, например, можем себе позволить к празднику (9 Мая, например, так было) угостить стариков и красной икрой, и красной рыбой. И одежды, и обуви, и постельного белья достаточно…
- Я почему-то думала, что одежду пожилые люди свою привозят…
- Они ей обеспечены здесь в полном объеме. Но при желании - пожалуйста, люди могут и сами себе покупать одежду, а новенькие привезти свою. Хотя, знаете, бывает очень трудно «снять» с человека, например, пиджак, который он уже до дыр заносил. Приходится уговаривать одеться в новое. Впрочем, это естественно, пожилые люди всегда что-то новое воспринимают тяжело.
- Интересно, при таком благополучном финансировании зачем вам приусадебное хозяйство?
- Начнем с того, что у нас живут ведь и молодые ребята - инвалиды, выпускники детских домов. Они понятия не имеют, что это такое - работать на земле. Вот и приучаем к труду, который, как известно, хороший метод реабилитации. А что касается стариков… Для них вырастить что-то своими руками, увидеть результат своего труда - это ощутить свою значимость, почувствовать, что они еще нужны, да просто испытать радость, увидев урожай, выращенный своими руками. Мы в этом году на пищеблок сдали более 300 килограммов огурцов, снятых в собственной теплице. Вот обитатели пансионата потом за обедом радуются: «Наше, свое, домашнее едим». Пусть их немного принимает участие в «огородных» работах, но кто вложил свой труд - остаются довольны.
- А почему мало «огородников»? Казалось бы старикам такой труд в радость.
- Понимаете, когда человек к нам в пансионат поступает, он только первые месяца два остро воспринимает изменения условий, образа жизни. Ведь там, за стенами пансионата, ему приходилось самому крутиться, жить по принципу «как потопаешь, так и полопаешь». А тут - все готовое. Поэтому эти самые два месяца новенькие пребывают в состоянии эйфории: «Как у вас хорошо!», «Да я этого годами не едал, не мог себе позволить» и т.д.
А потом… К хорошему привыкают быстро. И пожилые люди начинают рассуждать так: «А зачем я буду утруждаться, если все есть?», « Я в жизни свое отработал»… Признаться, иногда погулять сложно бывает уговорить.
Они все прощают
- Татьяна Ивановна, я понимаю, что сколько стариков - столько и судеб. Но вы могли бы сказать хотя бы примерно, сколько из ваших подопечных имеют родственников, которые теоретически могли бы их приютить?
- Скажу и не ошибусь - 80% имеют близких и дальних родственников. Конечно, многие старики, прибывая к нам, первое время в обиде на родню. Хотя вслух об этом почти никто не говорит. А потом… они все прощают.
- Прежде на Руси было принято, что стариков дети, внуки под опеку брали…
- Раньше я, как и вы рассуждала, что дети должны, обязаны немощных родителей содержать. И сейчас так думаю, но… ситуации, поверьте, разные. Особенно экономический кризис в жизнь семей вмешался. Приведу пример, почти типичный. Сын устраивает к нам мать. Совестливый, горько говорит, что никогда бы этого не сделал, если бы не особые обстоятельства. Они с женой оба работают, дети еще несовершеннолетние учатся. У жены мама - инвалид, лежачая. И у него стала инвалидом после инсульта, но еще, как говорится, на ногах. Что делать? Одному из них бросить работу и ухаживать? Прожить сейчас семье на одну обычную зарплату? То есть я хочу сказать, причины у всех разные…
- То есть вы родственников не осуждаете?
- Нет. Ни в коем случае. У меня нет такого морального права. И потом, знаете ведь, не суди да не судим будешь.
- Давайте не о грустном. Татьяна Ивановна, правда, что у вас и свадьбы бывают?
- Да. За то время, что я в пансионате директором, у нас было заключено три официальных брака. Однажды регистрация у нас происходила здесь, в актовом зале, сотрудники загса Железнодорожного района приезжали, все очень красиво, торжественно было.
Одна из пар - Мария Ивановна и Владислав Михайлович - уже почти семь лет вместе живут. Они такие молодцы, оптимисты, очень активные! Гуляют каждое утро, летом и грибы, и ягоды собирают, заготовки делают. В комнате у них все есть - и стиральная машина, и холодильник (сами купили), словом, семья. Самое замечательное, что они интереса к жизни не утеряли.
Есть, конечно, у нас и нытики, которые всем недовольны. Но так ведь они везде есть, и среди молодых в том числе. А те, кто бодрость духа сохраняют, всегда найдут, чем заняться. В пансионате многие художественной самодеятельностью занимаются, например. Поют, пляшут, стихи читают, кому что нравится. Мы неоднократно были победителями различных фестивалей и конкурсов. У нас свой баянист, воспитатели. Раз в неделю в пансионате проходит встреча «Играй, гармонь!». Люди собираются, часа два все желающие песни распевают. То есть, понимаете, с преклонным возрастом, со старостью жизнь не заканчивается. Было бы желание ЖИТЬ.
Смотрите также:
- «Мы потеряли себя». Режиссер Павел Фаттахутдинов о своем новом фильме →
- «Так-то он адекватный!» Как вовремя распознать «старческий маразм» →
- Кризис по-уральски. Умеренность становится девизом →