Однако именно человеческий фактор в большинстве стал причиной 269 пожаров, причем больше половины из них произошло в праздничные дни. Один из них — в Екатеринбурге.
С начала мая в лесах Свердловской области вводится своеобразный карантин — жителям области запрещено заходить в лес. После минувших праздников власти Среднего Урала решили продлить действие запрета и приняли новое постановление. Согласно документу, запрет на банальные лесные прогулки продлен до 17 мая. Кроме того, в региональном правительстве организован штаб, который будет работать аж в круглосуточном режиме. Его задача — координировать работу всех структур, занимающихся борьбой с лесными пожарами.
Тут — не ходить!
Опасения не напрасны. Дело в том, что география пожаров расширяется, о чем свидетельствует и статистика. Если в первых числах мая особую тревогу традиционно вызывали Гаринский, Сосьвинский, Серовский и Таборинский районы, то уже во второй декаде мая задымились леса под Североуральском, в Сосьвинском, Туринском и Новолялинском городских округах и возле Алапаевска.
Более того, в одном из случаев пожар привел к чрезвычайной ситуации. Как отмечают в ГУ МВД по Свердловской области, днем 7 мая по неизвестной пока причине начался пожар на 89-м километре трассы Североуральск — Ивдель. Вспыхнула сухая прошлогодняя трава, и в результате огонь добрался до задвижки межпоселкового газопровода диаметром почти полметра. Находящийся под высоким давлением газ вырвался через пережженную прокладку задвижки и воспламенился. Без топлива остались около 300 домов Североуральска и прилегающих поселков. Газ выгорал на протяжении нескольких часов, а его подача была возобновлена лишь в ночь на 8 мая. На протяжении почти полусуток без голубого топлива оставались более 14 тысяч человек, а также завод ЖБИ, школа и больница.
Между тем пожары подступают и к Екатеринбургу. Так, уже в конце апреля — начале мая несколько дней горел Палкинский торфяник на западе мегаполиса, подбираясь к домикам близлежащего садового товарищества. Едва торф был потушен, пожар возник в другом месте. По словам депутата областной думы Андрея Альшевских, 8 мая произошел пожар уже в другой части Екатеринбурга — на Сортировке. «Пожар возник, очевидно, из-за поджога сухой травы. По слухам, сгорело несколько садовых домиков в садах, принадлежащих железнодорожникам, однако подтверждения этому нет. Известно, что огонь распространялся в две стороны: в сторону садов и по сухой траве болота на полуостров Петух. А там лес, он очень хорошо горел 9 мая», — отметил депутат. По его словам, причина этого пожара — неосторожное обращение с огнем и простая человеческая безалаберность.
Техника, закон и деньги
Проблемы, с которыми уже второй год сталкивается власть, стандартны, но зачастую нерешаемы. По словам официального представителя МЧС по Свердловской области Сергея Зайцева, одной из главных проблем является человеческий фактор. «В постановлении сказано, что запрещен выход в лес. И в нем даже курить нельзя, не то что разводить огонь. За нарушение противопожарных норм федеральное законодательство предусматривает штраф от 1,5 до 2 тысяч рублей. Но, к сожалению, в людях преобладает тяга к получению удовольствий», — сокрушался Сергей Зайцев, отмечая, что предотвратить лесные пикники милиция не смогла. Ей просто не хватил сил и средств, чтобы противостоять наплыву отдыхающих. Это на прошедшем заседании правительства было поставлено на вид руководству местного ГУ МВД. В данном случае просто не работает закон: за минувшие праздничные дни сотрудники полиции выявили 18 административных правонарушений по линии пожарной безопасности и оштрафовали… 16 человек. «А вообще мы ждем дождя», — резюмировал Зайцев.
Еще с прошлого года ясно: зачастую единственное, что может помочь справиться со огненной стихией. По словам директора национального парка Денежкин Камень Анны Квашниной, к тому, что произошло в прошлом году (тогда выгорели сотни гектар леса на севере области), подготовиться просто невозможно. «Скажите, Япония была готова? Такой пожар у нас был лишь в 1938 году. Однако прошлогодняя история дала нам опыт: на кого можно надеяться, а на кого нет, какая техника нам подойдет, а какая не очень. Например, стало ясно, что нам не подходят простые бульдозеры — по нашему лесу они не пройдут. Понятно также и то, что у МЧС нет опыта тушения лесных пожаров, но хорошо помогают добровольцы», — отметила Квашнина. По ее словам, сотрудники парка совместно с привлеченными силам — с кем есть договоренность — могут потушить пожары малого и среднего масштаба. С ней согласен и депутат Альшевских, уточнивший, что по итогам «огненного» 2010 года муниципалитетам дали требуемое ими количество — отметил депутат. средств. «Если не будет хватать — спросим с них», — отметил депутат.
Смотрите также:
- Лесные пожары на Среднем Урале подбираются к танковым полигонам и складам боеприпасов →
- Вход в свердловские леса разрешен, штраф за костер планируют увеличить втрое →
- На Среднем Урале горят сотни гектаров леса →