«Красный угол»

   
   

- Долгое время я была хранителем одной из самых важных коллекций нашего музея. Коллекции святынь, сохраненных из разоренных монастырей и храмов. Среди особых святынь были и мощи святого праведного Симеона Верхотурского, и рака с мощами святых из расформированного Ново-Тихвинского девичьего монастыря. Рака поступила в музей во второй половине 40-х годов (до этого она была в антирелигиозном музее) ушедшего столетия, на тот момент она имела большие утраты.

Долгое время ковчежец находился в фондохранилище музея, которое было на улице Воеводина. А в 1961 году музей получил здание Александро-Невского собора, и рака была перенесена вместе со всей коллекцией на третий этаж, под самый купол. Вы знаете, хранительницы, смотрительницы этой уникальной коллекции были удивительные женщины. Многие в прошлом гимназистки. Например, долгое время главным хранителем работала Вера Александровна Бородина - жена белого офицера, который был расстрелян в тридцатых годах. Они знали, с каким почтением нужно относиться к святыням, и ничем не нарушали их покой. Хранилище это называли все «красный угол». Благодаря этим людям, собственно, ковчег и «выжил», сохранился и вернулся в возрожденный Ново-Тихвинский монастырь.

Причем сохранить реликвии было непросто. Читая документы 30-х годов, понимаешь, что в музей регулярно приходили комиссии сотрудников ОГПУ. Для них сотрудники музея должны были открыть все сейфы, витрины, в которых хранились реликвии, содержащие драгметаллы и драгкамни. И комиссия решала, что изымать для продаж.

Когда же наступил исторический момент договоренности правительства страны и русской православной церкви, мы стали готовить реликвии к передаче. Тогда, помню, мой учитель Александр Дмитриевич Бальчугов, который долгие годы был директором нашего музея, сказал: «Спасли. Сохранили. Пришло время передавать».

Смотрите также: