Старого города нет

   
   

«Можно смело сказать, пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее», - заметил как-то художник Михаил Брусиловский. Стало быть, за столицу Среднего Урала, отмечающую 20 августа 288-летие, можно быть спокойным - Волович покидать ее не собирается.

Об этом «АиФ-Урал» рассказал сам заслуженный художник России, почетный гражданин Екатеринбурга Виталий Волович.

Элемент игры

- Виталий Михайлович, у вас действительно никогда не возникало желания покинуть Екатеринбург? Наверняка поступали предложения из столицы, из-за рубежа…

- Да бог с вами! Откуда такие предложения могли бы возникнуть, интересно? Где-то в 70-х годах у меня у самого было желание переехать в Москву, но это было очень сложно осуществить. Надо было терять мастерскую, пришлось бы там жить очень странной жизнью, прежде чем я получил бы те возможности, которые были здесь. И я отказался. До сих пор не знаю, правильно поступил или неправильно… А никаких больше предложений ни из Нью-Йорка, ни из Парижа, например, не поступало. Даже если бы и поступило… Я родился в Спасске, близ Хабаровска, но мама привезла меня в Екатеринбург четырех лет от роду. То есть я здесь уже 79 лет.

- Учеба в художественном училище пришлась у вас на годы Великой Отечественной войны, не так ли?

- Да. Тогда среди эвакуированных на Урал были замечательные художники, писатели. Мама была литератор, и у нас в доме бывали Мариэтта Сергеевна Шагинян, Федор Гладков, какие-то невероятные артисты театра кукол, которые потрясали мое воображение… Очень хорошо помню, что военные и послевоенные годы были рассветом оперного театра. Да… вся моя жизнь связана со Свердловском и Екатеринбургом, и никуда мне отсюда не хочется уезжать. Здесь профессия, здесь друзья, здесь семья - все здесь. Есть люди, которые независимо существуют относительно среды. Я себя к таким отнести не могу. Нет, нет, только Екатеринбург!

- А звание «Почетный гражданин Екатеринбурга» к чему-то обязывает?

- Не знаю, как жил, так и живу. Приятно было, конечно. Но всяческие награды - вещь достаточно странная, понятно, что есть в этом элемент какой-то игры. Точно так же, как, например, золотая медаль на какой-нибудь выставке. Допустим, я ее получаю, но при этом знаю, что с равным основанием (или даже большим) ее могли бы получить другие художники. Но так сложилось, так высказались члены жюри.

- Скульптура на проспекте Ленина* тоже «элемент игры»?

- (Смеется). Я связывал себя с этой скульптурой, когда Андрей Антонов лепил эту группу. Я к нему приходил в мастерскую и видел, как постепенно на каркас набрасывалась глина, как эта глина приобретала мои черты. Начал даже подозревать, что это не просто глина, что, может быть, в ней есть часть моей бессмертной души. Помню, ощущение было настолько серьезным, что почти каждое утро я заходил к Антонову в мастерскую и спрашивал: «Ну как он там?».

Вообще-то говоря, у нас с Мишей Брусиловским давно готов ответ по поводу тех ощущений, которые мы испытываем относительно этой скульптуры. В основном это чувство неловкости - памятник уже поставлен, а мы все еще живы. Как-то нехорошо…
(Смеется. - Ред.)

   
   

«Парад, алле!»

- Виталий Михайлович, альбом «Старый Екатеринбург» вы когда писать начали? Спрашиваю, потому что хочу понять - когда вы почувствовали, что он уходит?

- Он вышел в 2008 году. А начал его делать (тогда мне и в голову не приходило, конечно, что это превратится в альбом) где-то в 75-м году. И считаю, что поздно спохватился. К тому времени уже город утратил очень много, но все-таки что-то еще было. А сейчас просто не интересно рисовать город.

На мой взгляд, самая роковая ошибка относительно старого Екатеринбурга заключалась в том, что табличку «Охраняется законом» располагали на отдельных домах (кто, когда так решил, я не знаю). И эти дома какое-то время охраняли, но уничтожали контекст, среду. Поэтому у меня очень печальные ощущения относительно исторического Екатеринбурга, его практически не существует. Сейчас я хожу по другому городу (не говорю, хуже или лучше он стал, просто другой), и его архитектура никаких ответных реакций у меня не вызывает. Это грустно, на самом деле.

- Кроме того, что в Москве после долгого перерыва прошла ваша персональная выставка, какие еще удачи этого года вы бы отметили?

- Для меня самое важно то, что в этом году вышла большая книга «Мастерская». В 2008 году каким-то невероятным образом у меня вышло восемь альбомов - этот год был замечательным для меня. А потом наступил кризис, и все закончилось. Я продолжал, конечно, делать книги. В частности, работал над «Мастерской». Сделал книгу о цирке «Парад, алле!» - над этой темой я начал работать, сказать страшно, в 60-70-х годах прошлого столетия. Сегодня книга уже готова, даже отпечатана в единичном экземпляре. Очень похоже, что ее издание включается в бюджет нашего министерства культуры. Может, даже в этом году она будет издана. В «Парад, алле!» огромное количество рисунков и роскошный текстовой ряд - здесь вся русская и европейская поэзия, от Аполлинера до Заболоцкого. Фрагменты стихотворений, посвященных цирку. Плюс мысли великих людей: Пикассо, Шагал и т. д.

Таким образом, все мои издательские планы как будто бы реализуются. Осталась только одна книга. Очень странная, называется «Женщины и монстры». Там тоже замечательный текстовой ряд - по страницам европейской эротической литературы: Апулей, Овидий, Боккаччо, Онри, Генри Миллер… И около трехсот рисунков крайне легкомысленного содержания.

*Скульптура «Горожане», расположенная в сквере на проспекте Ленина, изображает знаменитых уральских художников Михаила Брусиловского, Виталия Воловича и Германа Метелева. Установлена к 285-летию Екатеринбурга.

ДОСЬЕ

Виталий Михайлович Волович родился 3 августа 1928 года в Спасске-Дальнем, Приморского края. В 1948 году окончил Свердловское художественное училище. Известность Воловичу принесли иллюстрации средневековой литературы. Работы находятся в крупнейших музеях России и мира, а также в частных коллекциях. Член-корреспондент Российской академии художеств.

Смотрите также: