Как поставить на место охранника?

В минувшие выходные произошел со мной малоприятный инцидент. Так бы промолчала, но все дело в том, что на моем месте мог оказаться любой. Более того, рискну предположить, что оказывался.

   
   

Перед поездкой на дачу зашла в крупный торговый центр на Восточной. Сумка при мне была, что называется, негабаритная - ни в одну ячейку не впихнуть. К тому же в ней имелся товар, купленный в другом магазине. О чем я охранника и предупредила, а также поинтересовалась: куда я могу «багаж» пристроить? Тот мне услужливо место указал и заверил, что за вещами последит.

В торговом зале пробыла минут десять, к кассе подхожу, сумку забираю и спасибо охраннику говорю. Зря. Он к моей сумке подходит, бесцеремонно так ее открывает, ручонки туда сует и вещички перебирает. Я поначалу оторопела; говорю, мол, мужчина, вы ж с нее глаз не сводили. А потом, пардон, озверела. Какого, мягко говоря, фига мне тут досмотр устраивают?

Оч-ч-чень хотелось, признаться, устроить маленький симпатичный скандалец. Но я стреляный воробей, знаю, что права свои защищать надо цивилизованно (что и вам рекомендую). А потому хамить охраннику, уверяющему: «Я тут на все право имею», не стала. Вежливо так попросила пригласить начальника службы безопасности. Мужик, как узнал, в чем сыр-бор, с лица спал. Извинился едва ли не с поклоном, а подчиненному велел зайти к нему на беседу.

Вроде как все разрешилось без проблем, но, знаете, как в анекдоте: «Ложки-то нашлись, осадок остался». Далеко не все покупатели у нас готовы свои права отстаивать, а потому нередко уходят из магазинов «униженными и оскорбленными», веря, что провинились. Друзья, прав у нас гораздо больше, чем вы себе представляете. Сомневаетесь? Вот вам ответы специалистов ТУ Роспотребнадзора по Свердловской области на самые частые вопросы.

Вправе ли охранник магазина досматривать личные вещи покупателя?

Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать, имея на то законные основания.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей вправе осуществлять сотрудники органов внутренних дел (полиции). Личный досмотр осуществляется лицами одного пола с досматриваемыми. Кроме того, досмотр осуществляется в присутствии двух понятых.

   
   

Поэтому осуществлять досмотр личных вещей «своими силами» охранник магазина не имеет права. Согласно ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество (например, товар в магазине), может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). В данном случае ключевыми являются слова «совершившее противоправное посягательство». То есть охранник магазина может вас задержать только в том случае, если потребитель совершил правонарушение и охранник это видел, например, через системы слежения.

Для сведения! В случае если потребителю причинены физические и нравственные страдания незаконными действиями сотрудников охраны (иными сотрудниками) магазина, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда.

Вправе ли сотрудник магазина требовать от потребителя сдать сумки в ячейку камеры хранения?

Лица, действующие от имени магазина (контролеры, охранники и т.д.) неправомочны требовать от покупателя сдать личные вещи (сумки, пакеты) в ячейки камеры хранения.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Обуславливая продажу товаров обязательным оказанием услуги по хранению вещей потребителя, магазин нарушает п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55.

В случае сдачи вещей в камеру хранения потребитель заключает с магазином договор хранения. Магазин несет ответственность за сохранность вещей на основании главы 47 Гражданского кодекса РФ, поскольку администрация магазина в данном случае является хранителем оставленных вещей. В соответствии со ст. 891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.

В случае кражи вещей магазин (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) несет гражданско-правовую ответственность, то есть должен возместить материальный ущерб. Потребитель, в свою очередь, должен подтвердить размер материального ущерба документально, например чеками и пр.

Совет потребителю! Если в магазине предоставляется дополнительная услуга по упаковке личных вещей потребителя в пакеты, то потребитель может воспользоваться услугой и пройти в торговый зал с упакованными вещами.

Вправе ли сотрудник магазина запретить потребителю пройти в торговый зал с детской коляской?

В некоторых магазинах потребитель встречается с объявлением администрации магазина, в котором запрещается посещение магазина с детскими колясками. Такое требование незаконно и ущемляет права потребителей в силу следующего:
  1. Ограничение прав маломобильных групп населения.

    В соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» покупатели с детскими колясками относятся к маломобильным группам населения.

    К маломобильным группам населения относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.

    В соответствии с государственной программой на 2011-2015 гг. «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 г. №175, и действующим законодательством в целом предусмотрено, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильными группами.
  2. Запрещено отказывать потребителю в заключении договора розничной купли-продажи.

    Покупая в магазине товары, потребитель заключает договор розничной купли-продажи, который, в свою очередь, является публичным договором. Это означает, что организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, за исключением случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ст.ст. 426, 492 Гражданского кодекса РФ). Действующим законодательством не предусмотрен запрет на вход потребителя в торговый зал с детской коляской.

    Кроме этого, не допускается отказ организации от заключения договора розничной купли-продажи при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары.

    Таким образом, магазин не имеет права отказать в заключении договора розничной купли-продажи товара покупателям с детскими колясками и, соответственно, должен обеспечить вход в магазин.
  3. Самоуправство.

    Если представитель продавца не пропускает потребителя в магазин с детской коляской, то его действия можно характеризовать как самоуправство.

    Самоуправство - это самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права. В случае если в результате самоуправства потребителю не причинен существенный вред, то виновное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ. Если потребителю в результате самоуправства причинен существенный вред, то виновное лицо привлекается к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

Советы потребителю в случае отказа продавца пропустить в торговый зал с детской коляской

  1. Указать сотруднику магазина (охраннику, представителю администрации) на то, что запрет на посещение магазина с детской коляской нарушает требования действующего законодательства и ущемляет ваши потребительские права.
  2. Потребовать гарантии сохранности коляски, в случае если администрация магазина вынуждает вас оставить коляску на улице.
  3. Попросить сотрудника магазина предоставить вам вместо коляски другое транспортное средство для передвижения ребенка по магазину, отвечающее обязательным требованиям действующего законодательства.
  4. Потребовать у продавца книгу отзывов и предложений и сделать в ней соответствующую запись.

Смотрите также: