В Свердловской области создан судебный прецедент, позволяюший вернуть деньги за «бесплатный» препарат, вынужденно купленный для поддержания жизни. История жительницы Первоуральска Татьяны Зиминой (фамилия изменена) началась еще в 2011 году, когда ее мужу-инвалиду срочно потребовался препарат «Дапсон». Лекарство, которое стоило половину пенсии - более 4000 рублей, - полагалось пациенту совершенно бесплатно. Вот только беда: жизненно необходимый препарат негде было не то чтобы взять… Как оказалось, чиновники свердловского Минздрава не провели конкурс на закупку, потому что на этот препарат не было спроса в больницах. Более того, лекарство, без которого человек не мог жить, невозможно было купить даже в аптеках. «Дапсон» пенсионерке удалось купить лишь у крупного поставщика, да и то с истекающим сроком годности, рассказывает президент ассоциации медицинских страховщиков «Территория» Максим Стародубцев.
Зная, что препарат бесплатен, женщина попыталась вернуть деньги. Однако отдавать ей не пожелали, поскольку куплено лекарство было добровольно. Тогда пациентка пошла в суд, который признал ее правоту. Решением Фемиды истице были возвращены деньги, а чиновникам Минздрава указали на то, что те обязаны обеспечить пациента лекарством. Даже в том случае, если на него не было спроса.
Знайте и требуйте
По словам Стародубцева, история жительницы Первоуральска не только проливает свет на конкретный случай и распределение льготных лекарств в целом, но и поможет установить алгоритм достижения справедливости. Страховщики рекомендуют занимать «эшелонированную оборону». Для защиты своих прав нужно знать несколько простых вещей.
«Все лечение - осмотр лечащего врача, необходимые консультации специалистов и обследования, необходимое по медицинским показаниям, предоставляется бесплатно по направлениям врача. Программа госгарантий оказания уральцам бесплатной медицинской помощи на 2012 год гласит, что на прием к особо востребованным специалистам и на исследования может быть очередь, которая не должна превышать одного месяца. Если же пациенту помочь в конкретной больнице не могут, то он может быть направлен в другую, где эти же услуги предоставляются бесплатно», - говорит Стародубцев. По его словам, бесплатные лекарства и расходные материалы должны быть как в дневных и круглосуточных стационарах, так и в поликлинике. Для лечения дома нужно раскошелиться.
Как качать права
Если в больнице требуют лишнего, следует иметь в виду общие правила. Во-первых, заявите, что знаете свои правах, знакомы с госгарантиями или консультировались с экспертом страховой компании и знаете туда дорогу. Во-вторых, требуйте письменный мотивированный отказ в оказании медицинской помощи. Само это требование в 90% случаев снимает проблему. В-третьих, запишите фамилию должностного лица (врача), отказавшего в медицинской помощи. Это упростит разбирательство с его начальством и страховой компанией. В-четвертых, обратитесь за разрешением спорной ситуации к завотделением или к главному врачу. В-пятых, не подписывайте непонятные вам документы и сохраняйте договоры, квитанции, аптечные чеки и для рассмотрения спорных ситуаций в страховой компании, и для обращения в суд. Следует помнить, что на любом этапе можно получить консультацию у страховщика - его телефон указан в полисе.
Важно:
- Приобретайте лекарства только в аптеке и просите врача выписать рецепт.
- Старайтесь не приобретать медицинские препараты, не посоветовавшись с лечащим врачом.
- Если в аптеке нет нужного льготного лекарства, не спешите покупать его за деньги. Вас должны поставить в очередь и известить о поступлении лекарства в течение 10 дней.
- Если вас просят принести (купить) лекарства для лечения в стационаре, узнайте, входят ли данные препараты в перечень программы госгарантий. Если входят - вам должны предоставить их бесплатно, если нет - спросите, можно ли заменить лекарства на те, которые входят в перечень.
Смотрите также:
- Свердловчанка отсудила у торговцев БАДами 172 тысячи рублей →
- Пожилую свердловчанку обманули торговцы биодобавками →
- Не лечат, а калечат врачи на Урале →