Уральский искусствовед работает над книгой о кошках

Фото из личного архива Светланы Долгановой

Сложные существа

- Светлана Валерьевна, как давно вы взялись за сей масштабный труд?

- Книжка задумывалась сразу, как только задумывался музей, как только возникла коллекция, потому что в это же время начали собираться в единое целое материалы о кошках: книжки, фильмы, анимация, стихи и все остальное добро. Мне всегда было интересно то, как образ кота существует в мировом искусстве, в мировой литературе, даже в мировой истории анекдота, в мировом пространстве сети Интернет и так далее. Как оказалось, кошка - это важный символ, один из самых устойчивых и общепринятых у всех народов, своего рода кодовый пароль для многих цивилизаций, и, чем дольше всю эту ситуацию копаешь, тем больше уходишь от каких-то «стебовых» вариантов.

   
   

- То есть к вам в книгу попадут все проявления кошачьих в нашей жизни, а не только, скажем, известные полотна?

- Когда я имею в виду образ кошки в мировом искусстве, я беру во внимание всю литературу и искусство, всю культуру, всю историю, все ситуации касательно кошек - это будет такая энциклопедия. Главы ее постепенно наполняются. Они как своеобразные ящички - в них все время откладывается разнообразный материал. В принципе, все эти ящички уже почти наполнены, и сейчас все это проходит довольно забавную литературную обработку. Я считаю, что книга о кошках должна быть легко читаемая: это не наукообразная литература. Но с другой стороны, мне бы хотелось показать, что кошки - это действительно гораздо более сложные существа, нежели о них принято думать. Хотелось бы вскрыть тайну странного кошачьего воздействия на людей в течение многих тысячелетий.

- Местечко для уральских кошек тоже найдется?

- Будет глава, посвященная этим питомцам и в уральской литературе. Например, у нас есть совершенно замечательный Бажов, который предоставил нам в свое время несколько кошек. Во-первых, это всем известная Муренка. Она является своего рода символом хранительницы недр, точно так же, как и Серебряное Копытце. Второй, довольно забавный сказ, где присутствует усатый образ, - это бажовские «Кошачьи уши», где Хозяйка Медной горы воплощается в грациозном животном. Мы-то привыкли, что она преображается в ящерку, а тут она становится кошкой с изумрудными светящимися глазами. Это достаточно интересная тема, которая почему-то никогда нашими мастерами декоративно-прикладного искусства не поднималась.

Памятник спасителям

- С мастерами все ясно, а как же уральские художники?

- У нас на Урале практически все, во всяком случае из ныне живущих наших художников, отметились в этой теме. Я практически ни одного не знаю, кто не отметился бы - кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей. Что касается Муренки, это, конечно, абсолютный чемпион по изображению: начиная от каслинских плакеток, заканчивая прелестными обвертками от шоколада.

Кстати
Государственный Эрмитаж - по сути, единственный музей, который постоянно выпускает книги о котах. В этих изданиях искусствоведы рассматривают различные шедевры из своих коллекций, которых в музейном комплексе предостаточно: начиная от японских нэцке и заканчивая гигантскими полотнами голландских художников.

- Светлана Валерьевна, вы наверняка обработали немалый объем информации, работая над книгой, - а какова была история первого появления кошек у нас?

- Изначально на Руси кошки были привозным товаром, так как в живой природе у нас сами по себе не водились и оттого долго время считались очень дорогим животным. Убийство кошки приравнивалось к убийству коровы - вира за это предполагалась совершенно идентичная, если даже не больше. До тех пор, пока наше государство было зерновым, пока существовали амбары, заполненные злаками, без кошки было просто немыслимо вести хозяйство, потому что все это моментально сгрызалось.

- Да и не только зерно охраняли. Впоследствии, насколько помнится, и произведения искусства в Эрмитаже.

- А вы знаете, откуда пошли эрмитажные коты? В далекие времена в здании нынешнего музея было дикое количество крыс и мышей, которых императрица Елизавета Петровна боялась со страшной силой - с ней дурно делалось при виде самой маленькой мышки. Она повелела в Казани (почему-то считалось, что именно в этом городе самые хорошо ловящие грызунов коты) набрать целый обоз котов, приставить к ним солдат и прислугу, а затем доставить во дворец. Ну а после блокады, когда всех кошек попросту съели, в северную столицу из Тюмени шел целый состав с этими животными, чтобы спасать город от грызунов. За ними тогда стояла безумная очередь. Кстати, у наших соседей, все в той же Тюмени, этим котам поставили памятник. 

Смотрите также: