Грозит ли Полевскому природное бедствие?

Фото из архива «АиФ-Урал»

   
   

Екатеринбург, 20 сентября, АиФ-Урал. Ещё недавно наивно думалось, что наконец-то после выборов обыватель сможет расслабиться и, сидя перед телевизором, насладиться прекрасным…  без политической подоплёки.

С иллюзиями заставил расстаться информационный выпуск программы «Вести-Урал» от 10 сентября. Небольшой, всего на две с половиной минуты, сюжет вынудил меня, неравнодушного к поднятой проблеме, сначала просто поглядывать на экран, но уже через минуту возмущаться, мягко говоря, странной подачей фактов, имеющей, на мой взгляд, мало общего с действительностью.

«Доказательства» из пальца

В сюжете речь шла ни много ни мало об экологическом бедствии в Полевском. «Вода в одной из рек здесь окрасилась в желто-красный цвет, – текст авторов видеосюжета привожу дословно. – А вот у жителей от такого пейзажа совсем не оранжевое настроение. Люди уверяют, что знают, кто отравляет жизнь в реке…»

Экологической тайной, оказывается, владеет местный житель в каске и спецовке с эмблемой, внешне очень похожей на старый фирменный логотип Северского трубного завода, который, выражаясь словами телекорреспондентов, всю жизнь рыбачил на любимой речке Железянке. Этот человек, судя по всему, самый лучший рыбак в Полевском! Потому что никто другой не может вспомнить, чтобы в Железянке когда-нибудь водились метровые щуки, лещи и даже карпы. Хотя бы потому, что ныне это, по сути, совершенно другой водоём.

Настоящие старожилы прекрасно знают, что в не столь и далёкие ещё времена река протекала совсем в другом русле. Да и подозрительно-радужный цвет и, видимо, заоблачную концентрацию различных химических элементов речка имела ещё в давние времена. Во всяком случае, ещё при Василии Никитиче Татищеве, лет 280 назад, когда и Северский железоделательный завод был только в планах, Железянка носила своё теперешнее имя. Предки наши зря словами не бросались и давали названия ёмкие и точные. Между прочим, первая жалоба местных жителей на чистоту речки датирована… 1903 годом. К тому времени на её берегах разрабатывалось более 100 (!) золотоносных участков. А старателям той поры было неведомо понятие «экология».

«Виновника» природного катаклизма интервьюируемый рыбак ничтоже сумняшеся назвал. «Я думаю, что это «Уралгидромедь», – сказал он. – Жирное и липкое – это же их кислота». И источники информации указал, по его мнению, весомые: «Недавно разговаривал с работником этой же организации, и тот мне объяснил…»

   
   

Вот так многолетнюю экологическую беду Полевского, имеющую далеко не местечковый масштаб, телеканал, приведя «неопровержимые доказательства», довёл до абсурда.

А проблема остаётся

Кстати, месяц назад для дополнительного изучения застарелой проблемы в Полевском побывал исполняющий обязанности министра природных ресурсов Свердловской области Алексей Кузнецов. По его словам, «в обозримом будущем будет проведено исследование Северского пруда, чтобы выявить все источники загрязнения водоёма». Его результаты будут озвучены в начале 2014 года. Высокопоставленный чиновник не исключил, что на качество воды оказывают влияние захоронения, сделанные здесь не сегодня и даже не вчера. Глава ведомства, отвечающего за природные ресурсы, сообщил, что с 2014 года в регионе начнет действовать федеральная программа по ликвидации экологического ущерба, нанесенного в минувшие годы. В эту программу уже включены четыре объекта на различных территориях региона. Есть вероятность, что в этот список добавится и Северский пруд. «Сразу оговорюсь, – добавил Алексей Кузнецов, – что это вопрос не нескольких месяцев, а двух-трёх лет, так как сначала необходимо разработать проект». 

А вот это не какие-то слухи, а вполне реальное событие, обнародованное в своё время пресс-службой правительства региона.

К возможным претендентам на сомнительные лавры загрязнителей водоёмов Полевского, кроме ныне работающих промышленных предприятий, лично я добавил бы и последствия непродуманной консервации шахт на Гумёшевском месторождении в конце прошлого века Дегтярским рудоуправлением. Но, повторю вновь, доподлинно это пока что не удалось установить ни одной комиссии. Проблема, между тем, остаётся, она, увы, никуда не денется.

Как в том анекдоте

А выводы, озвученные в пресловутом новостном сюжете, напомнили мне старый анекдот советских времён.

Сидят на берегу северной реки два представителя малочисленного народа. Один держит газету.

– Что-то меня в последнее время Гондурас шибко беспокоит, – глядя на страницу, с умным видом говорит он.

Второй глубокомысленно затягивается табачным дымом и отвечает:

– А ты его это… не чеши!

Есть и ещё одно предположение по поводу этого престранного информационного выброса и очередного нагнетания экологических страстей. Быть может, некоторые представители только что избранной городской Думы решили начать свою деятельность с популизма, с места в карьер выполнять щедро раздававшиеся предвыборные обещания? Но подменять реальную и кропотливую работу имитацией бурной деятельности с первых же дней – это, поверьте, неумно.

Вероятно, что-то чешется не только у персонажей приведённого выше анекдота. Покойный Виктор Степанович Черномырдин по этому поводу сказал однажды предельно конкретно: «У кого руки чешутся? У кого чешутся – чешите в другом месте!»

Вывод из всего, на мой взгляд, ясен даже младенцу. Не «чесать» надо, интригуя и пытаясь назначить виновного, а объединить усилия ради общего благого дела – оздоровления окружающей среды родного города. Что-то сделать для улучшения экологии Полевского можно лишь сообща.

 

Смотрите также: