Зеленый змий. Уральцы спиваются и совершают преступления

Игорь Харитонов / АиФ-Ростов

Региональные и местные власти обсуждают сейчас сразу несколько проектов, которые серьезно ограничат возможность уральцев совершать возлияния на массовых мероприятиях. От чего хотят оградить пьющую часть населения и поможет ли законодательное воздействие?

   
   

Закручивание пробок

В конце октября начальник главка полиции Михаил Бородин написал письмо в Законодательное собрание региона. Правоохранители сетуют на отсутствие ограничений розничной продажи спиртного на массовых мероприятиях – стационарные объекты торговли не в счет. В результате захмелевшие гуляки изрядно прибавляют силовикам головной боли и отравляют праздник другим отдыхающим. Суть предложения полиции такова: внести в профильный областной закон изменения, по которым продажу алкоголя запретят в местах массовых мероприятий за два часа до их начала, во время проведения и в течение часа после их окончания. При этом речь идет о культурных и спортивных событиях, организованных региональной или местными властями.

Как заявил на заседании депутат областного Заксобрания Илья Гаффнер, вопрос назрел давно. Предложение взяли в разработку рабочей группы – депутаты будут работать над поправками вместе с местными чиновниками, полицейскими и антимонопольщиками.

Ужесточением правил торговли алкоголем озаботились и в мэрии уральской столицы – там вводят в действие автоматизированную информационную систему «Прилегающие территории». Напомним, ранее мэрия постановила, что спиртное запрещено продавать ближе чем за 50 метров от школ и вузов, аэропортов и вокзалов, а также ближе чем за 25 метров от рынков, больниц, объектов спорта и военного назначения. По задумке система будет высчитывать эти расстояния автоматически. Однако схемы границ начнут составлять только в следующем году.

Впрочем, как считает депутат регионального Заксобрания Андрей Альшевских, даже если инициатива полиции получит ход, это не отучит людей «закладывать за воротник» на публичных мероприятиях, поскольку далеко не все из них организовывают власти. «Культурные», без обид, «алкоголики», которые идут на спектакль, могут не беспокоиться, в антрактах или вместо них продолжат наливать», – резюмирует парламентарий. Да и формулировки выглядят достаточно расплывчато: если не делать оговорок, то продажу алкоголя в Дни города или на День Победы можно запрещать по всей области и в течение всего дня – ведь о географических границах действия нормы Бородин не упомянул.

Стенка на стенку

Вместе с тем предложение ГУ МВД делает не на пустом месте: согласно статистике ведомства, каждое пятое преступление на Среднем Урале в этом году совершили пьяные люди – это почти 8 100 преступлений. «Административок» гораздо больше – 64% правонарушений в 2014 году совершено «по пьяному делу». Таким образом, в большинстве случаев на нарушение закона уральцев толкает именно зеленый змий.

Характерный случай произошел совсем недавно: в конце прошлой недели в одном из кафе Екатеринбурга вспыхнула пьяная драка между посетителями и работниками заведения – в потасовке участвовали 15 человек, одного из них убили, двое попали в больницу с ножевыми ранениями. Через несколько дней на улице Краснолесья произошла еще одна потасовка: троица хмельных гуляк начала побоище в магазине, а потом устроила гонки на бешеной скорости, пытаясь уйти от полиции. Гонки для них закончились в сугробе, куда улетел их автомобиль.

   
   

«Кабинетная» борьба

Все это указывает на то, что уральская публика прекрасно задает работы силовикам и вне массовых мероприятий. Пока власти обсуждают новые ограничения, старые не очень-то выполняются. И это признают в той же полиции: на заседании думского комитета представитель главка Николай Прытков заявил, что за 9 месяцев полиция провела 1,5 тысячи проверок в местах торговли спиртным. И насчитали 1,4 тысячи нарушений. Ни для кого не секрет, что приобрести алкоголь, а в особенности пиво в том же Екатеринбурге после 23:00 не составляет труда – реализаторы даже не особенно заботятся о конспирации. Такие «оазисы» в ночном городе становятся центрами активности, в том числе криминальной.

Законы рынка не менее сильны, чем законы, которые создает власть. Как только был введен запрет на продажу алкоголя с 23:00, предприимчивые торговцы мгновенно отреагировали предложениями о покупке сувениров, к которым в подарок клиент получает бутылку горячительного. Бизнес, в отличие от чиновников, никогда не забывает о душевной тяге русского человека к запретному плоду. Кроме того, временные и географические ограничения заставляют предпринимателей сбывать товар быстрее и дороже, чтобы сделать плановую выручку. А на подорожание теневой рынок всегда готов ответить более дешевым, но менее качественным суррогатом и контрафактом. И никакие усилия силовых ведомств не в состоянии заглушить этот поток.

Получается, что региональная и местная власть сражается с проблемой пьянства, но не на тех направлениях и не теми методами. А пока чиновники увлечены «кабинетной» борьбой, население продолжает искать утешение на дне стакана. А находит только горе.

Родом из детства?

Столы ломятся от закусок, вино льется рекой, гостям весело и беззаботно, и только маленькая девочка сиротливо жмется к пьяной женщине: «Мама, пойдем домой…». Но маме не до ребенка, у нее – праздник. Знакомая картина? Безусловно! Ни одно застолье в российской семье не обходится без батареи бутылок и раскрасневшихся лиц выпивающих. А что вынесет девочка из своего детства, которое, по определению, должно быть счастливым и светлым?

Дети – впечатлительны и наблюдательны, глядя на родителей, с малых лет начинают понимать: без выпивки весело не бывает. Мама танцует, а папа хохочет лишь тогда, когда звучит веселый звон бокалов. «Вы посмотрите на современных детей: во что они играют? Их игра в семью – это непременно имитация застолья. Дети чокаются своими стаканами с шипучкой – точь-в-точь как мы, взрослые. Ну, и что мы хотим от них после этого? Когда ребенок вырастет, уже бессмысленно с ним ругаться и ссориться, втолковывая, что алкоголь – это вред и яд», – уверена читательница «АиФ-Урал» Зинаида Борисова.

Средний Урал пьет и преступает закон. Фото: «АиФ-Урал» / Коллаж Ивана Ленского

Традиция – скажут один. Другие не согласятся: напиваться – не наш обычай, и можно быть веселым без вина. Как бы то ни было, но правила и нормы закладываются в детстве, в семье, и именно взрослые люди своим примером должны демонстрировать ребенку разумное и умеренное отношение к спиртным напиткам. К сожалению, сегодня ситуация противоположная. Возрастная планка, когда дети впервые пробуют алкоголь, все больше снижается. Звучит дико, но к подростковому возрасту некоторые из них уже превращаются в алкоголиков со стажем. По данным специалистов Роспотребнадзора, подростки регулярно поступают в медучреждения Свердловской области с острыми отравлениями алкоголем. Спиртные напитки прочно закрепились на одном из лидирующих мест среди всех отравлений в быту.

Да что там, многие детишки знакомятся со вкусом алкоголя еще… в утробе матери. Медики сталкиваются с ужасными картинами: новорожденные малыши, лишенные в одночасье очередной дозы, испытывают настоящий абстинентный синдром (другими словами, похмелье) и корчатся в муках. Многие из них рождаются с патологиями, вылечить которые в будущем весьма не просто, а то и не реально.

Народ наш, увы, чувства меры совсем не знает. Врачи устали говорить о том, что в малых дозах алкоголь – бокал хорошего красного вина – даже полезен. Но… попробуйте найти тех, кто ограничивается малой дозой? Гулять так гулять! Ну, а с последствиями алкогольных излияний приходится сражаться все тем же врачам. Цирроз печени, инсульты, сердечно-сосудистые патологии, злокачественные опухоли – список «профзаболеваний» любителей приложиться к стакану можно продолжать очень долго.

Не надо врать!

Олег Забродин, главный нарколог Свердловской области:

– Я за любые ограничения в продаже алкоголя! Особенно, когда это касается молодежи. Культурные, а тем более спортивные мероприятия и алкоголь абсолютно не совместимы. С большим удивлением смотрю, когда, например, на хоккейных матчах рекламируется спонсор – производитель пива. Мне говорят, что на эти деньги развивается спорт. Блеф! Не надо врать, производителям спиртных напитков нужны большие «аудитории» – зрители, слушатели, болельщики. Это бизнес и больше ничего.

Уверен, алкоголь необходимо загонять в супермаркеты и специализированные учреждения типа ресторанов и пабов. Таким образом на него поднимется цена, что тоже будет своего рода ограничительным «мероприятием» его употребления. Я за любые ограничения: по возрасту, по времени продажи и так далее.

Я за культуру пития

Алексей Воложанин, фермер:

– Никакими законодательными инициативами алкоголизм не искоренить. Я признаю такое понятие, как культура пития. Более того, я за культуру производства алкогольной продукции. Много езжу по стране и миру, поверьте, люди производят прекрасные напитки. Поэтому я бы приветствовал разрешение частным предпринимателям производить и продавать спиртные напитки. Тем более, что все условия для этого есть: современные самогонные аппараты, сырье, бутылки, этикетки. Тогда бы у нас народ перестал травиться тем суррогатом, который сегодня присутствует на рынке.

Что же касается запрещения продавать алкоголь лицам младше 21 года… Это уже проходили. В 1985 году однажды утром мы проснулись и узнали, что спиртные напитки теперь будут продавать с 21 года. Мы, восемнадцатилетние, расстроились, но трагедии не было. Эта инициатива вполне переживаема, хотя и странная. В 18 лет можно идти в армию и под пули, а алкоголь покупать нельзя?

Устранить лазейки

Сергей Чепиков, депутат, двукратный олимпийский чемпион по биатлону:

– Анализ негативных явлений после употребления алкоголя показывает, что культура пития в нашем обществе на крайне низком уровне. Как правило, слабоалкогольными напитками дело не ограничивается. В результате идет рост преступности и правонарушений именно после чрезмерного употребления спиртного.

Думаю, что в законодательстве необходимо устранить всяческие лазейки и запретить продавать алкоголь во время спортивных и культурных мероприятий. В Европе люди спокойно употребляют спиртное во время просмотра соревнований, но они и ведут себя подобающе. Хотя и там есть негативные моменты. Помню, бежишь, а в воздухе стойкий запах алкоголя, шлейф по трассе так и тянется за тобой.

Я двумя руками поддерживаю инициативу запрета продажи алкогольных напитков раньше 21 года. Лично я первый раз попробовал алкоголь как раз в 21 год и не жалею об этом. С 18 до 21 года как раз идет форсирование организма, мышечной системы. Так называемый период становления. И употребление спиртных напитков в это время не способствует правильному развитию человеческого организма.

Ограничение не помешает

Дмитрий Ларионов, председатель Свердловского регионального комитета защиты прав автомобилистов:

– Запрет на продажу алкоголя во время увеселительных мероприятий нам точно не помешает.

Я сужу по тем изменениям, которые произошли за последние годы в Екатеринбурге. Сейчас после празднования Дня города или дня Победы в центре города уже не встретишь тех гор мусора, что раньше. Люди стали культурнее, пьяных на праздниках единицы. Конечно, кому сильно надо, тот и с Вторчермета привезет алкоголь, но все же таких не много.

В то же время любой запрет должен быть взвешенным. Не должно быть такого, что человек захотел купить бутылку вина домой, но из-за того, что продажи алкоголя запрещены вблизи праздничных мероприятий, не может этого сделать. В этом вопросе нужно четко прочертить границы.

А вот запрет на продажу алкоголя лицам до 21 года я не поддерживаю. Главная наша проблема – детский алкоголизм. А это подростки, которые употребляют алкоголь до наступления совершеннолетия. Думаю, что те продавцы, которые не стеснялись продавать спиртное детям до 18 лет, не постесняются продавать его и двадцатилетним.