Ангелы ада: уральские байкеры терроризируют свердловчан

предоставлено пресс-службой Екатеринбургской епархии

Свердловские байкеры официально открыли мотосезон месяц назад. Любители велосипедов также недавно провели традиционную прогулку по окрестностям Екатеринбурга. Однако с сожалением можно констатировать, что количество аварий и прочих инцидентов с участием «двухколёсных друзей» в летние месяцы резко увеличивается. И зачастую происходит это из-за того, что байкеры забывают об элементарных правилах поведения и нормах приличия на дорогах.

   
   

Ни сна, ни покоя

«С приходом лета моя жизнь превращается в какой-то кошмар, – пишет наша читательница из Екатеринбурга Алина Сомова. – Каждую ночь под окнами нашего дома на улице Братьев Быковых стоит такой гул, что я глаз сомкнуть не могу. Это байкеры проносятся на своих мотоциклах на огромной скорости. При этом они, видимо, не задумываются, что вообще-то ночью люди спят. Дочка у меня плачет, пугается. В итоге из-за постоянного недосыпания у неё стала падать успеваемость в школе. Да что там говорить. Эти ездоки каждый год провоцируют такое количество ДТП, что становится страшно выезжать на машине со двора. Как-то можно их приструнить?».

Действительно, с приходом лета аварии с участием мотоциклистов фигурируют в полицейских сводках еженедельно. Не стал, к сожалению, исключением и начавшийся нынешний мотосезон. Только в мае случилось несколько резонансных происшествий.

Так, на улице Куйбышева прямо на трамвайных путях мотоцикл влетел под колёса инкассаторской машины. К счастью, обошлось только повреждением транспортных средств. Через несколько дней на улице Белинского дорогу не поделили байкер и автомобилист. В результате первый оказался на больничной койке. Ещё один громкий инцидент с участием байкеров произошёл на Объездной дороге. Мужчина на Suzuki разогнался, подлетел на огромной скорости на кочке и совершил кульбит. Как итог – у него перелом рёбер и повреждения внутренних органов.

Гонки на выживание

С нынешнего года решили всерьёз взяться за байкеров-нарушителей и в ГИБДД. Инспектора дорожного движения прошли подготовительные курсы и вышли на боевое дежурство на мощных мотоциклах BMW. Готовили их инструкторы самой высшей квалификации по обучению вождению на мототранспорте. Сегодня уже мотопатруль на центральных улицах перестал вызывать удивление у жителей.

«Основная задача мотопатрулей – выявление нарушений правил дорожного движения среди мотоциклистов, – говорит инспектор по пропаганде областного управления ГИБДД Евгения Бушмакина. – Зачастую водители мотоциклов не только нарушают ПДД, но и садятся за руль не имея на это соответствующего права управления и даже в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, данный вид транспорта не всегда должным образом зарегистрирован».

Апогеем байкерского безобразия стал случай, произошедший в самом центре города. Инспектор после завершения дежурства ехал в ГИБДД и заметил мотоциклиста без номеров. Страж правопорядка подал жест об остановке, однако ездок прибавил скорость и стал скрываться. После десятиминутного преследования по Екатеринбургу на улице Куйбышева инспектор ДПС поравнялся с мотоциклистом, однако тот принял резко влево и ногой ударил гаишника. В результате инспектор упал и получил травмы. Байкер же скрылся с места происшествия.

   
   

Кстати
В последние выходные мая сотрудники ДПС провели «мотоциклетные» рейды по улицам Екатеринбурга. Всего за два дня сотрудниками мотопатрулей было выявлено 20 грубых нарушений ПДД мотоциклистами, в том числе управление транспортным средством без прав, страхового полиса и регистрационных знаков. На штрафстоянку было отправлено с десяток «железных коней».
Предположительно, скрывшийся водитель управлял мотоциклом марки Honda SV-1000 либо Kawasaki Z750. Он был одет в чёрную куртку и синие джинсы. Инспектора предложили мотоциклисту явиться с повинной в ГИБДД, однако он пока на это никак не отреагировал.

Запреты не помогут

Судя по всему, озадачились поведением байкеров и в администрации города. Дело в том, что горожане буквально засыпали претензиями мэрию, жалуясь на громкую езду мотоциклистов по ночам. В связи с этим у чиновников даже промелькнула мысль, а не запретить ли байкерам ездить по центральным магистралям в тёмное время суток, когда большинство горожан мирно отдыхают после трудового дня. Кстати, на подобный шаг в этом году пошли власти Новокузнецка, и поговаривают, что жители им бесконечно за это благодарны.

В итоге в мэрии провели встречу с байкерами. Мотоциклисты заявили, что по ночам с рёвом гоняют, как правило, молодые гонщики, которые хотят обратить на себя внимание. Люди же со стажем, участники свердловских мотоклубов, за такими провинностями замечены не были.

По итогам встречи было решено, что запрещать ночную езду бесполезно – нужно договариваться. Акцент при этом должен быть сделан на запрет использования шумных мотоциклов.

Нарушения уральских мотоциклистов. Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

Потомки Артамонова

Мотоциклисты – не единственный вид байкеров, который существует на Среднем Урале. Гораздо более многочислен отряд велосипедистов.

Когда более двух столетий назад уральский крепостной мастер Ефим Артамонов изобрёл велосипед и совершил на нём поездку из Верхотурья в Москву, мало кто предполагал, как «размножатся» в ХХI веке его последователи. С каждым годом число велосипедистов в столице Урала растёт. По данным общественной организации «Вело-Город», сегодня в Екатеринбурге живёт более 60 тысяч любителей этого вида транспорта. В Интернете создано большое количество сообществ, посвящённых велосипеду, а возраст велобайкеров самый разный: от детсадовского до 70-80 лет.

Любовь горожан к велосипеду вполне понятна. Он во много раз «бюджетней» машины, ему не требуется бензин и дорогостоящие запчасти. Управлять им могут даже маленькие дети, и не нужно водительских прав. Нет необходимости тратиться на общественный транспорт, а с учётом километровых пробок велосипедисты часто добираются до нужного пункта быстрее автолюбителей. Велосипед не портит атмосферу выхлопами, а сам «наездник» ежедневно получает хорошую физическую нагрузку. Как результат – примерно 4% екатеринбуржцев предпочитают «железных коней» другим видам транспорта. А через несколько лет, по прогнозам экспертов, их количество может достигнуть 10%.

Показательно, что «Майская велопрогулка», состоявшаяся недавно в столице Урала, собрала 10 855 официально зарегистрированных велосипедистов. Число участников велоэтапа даже превысило количество пеших гостей: 15 мая пройтись по окрестностям Екатеринбурга вышло 10 770 горожан.

Кто на ком ездит?

Между тем количество проблем, которые испытывают велосипедисты в нашем мегаполисе, огромно. Начнём с того, что они зачастую очень мешают другим участникам движения. На дорогах «властвуют» автомобилисты, на тротуарах – пешеходы, а велодорожек в Екатеринбурге – раз-два и обчёлся. По последним данным, их протяжённость составляет всего 22 км, да и то большинство из них находятся не в центре города. Хотя основной трафик велобайкеров проходит именно там.

Отсутствие съездов часто приводит к необходимости слезать с машины и нести её на себе. Состояние обочин, где по правилам должен ехать байкер, также оставляет желать лучшего. Здесь «наездников» поджидают припаркованные автомобили или лужи грязи, которые появляются из-за засорившихся ливнёвок.

В последнее время в столице Урала увеличилось количество велопарковок, и всё же их недостаточно: машину зачастую негде оставить, при этом количество краж с каждым годом растёт.

Ну и наверное, больше всего нареканий со стороны правоохранителей приходится на безграмотность велосипедистов: не зная правил дорожного движения, люди создают крайне нездоровую обстановку на дороге.

Резкое увеличение числа велобайкеров отрицательно сказывается и на количестве ДТП. Так, 1 июня, в День защиты детей, в Екатеринбурге были сбиты два подростка-велосипедиста. Травмы получили дети 12 и 15 лет. Оба ребёнка были госпитализированы. Причём аварии произошли на проезжей части. И такие ЧП случаются у нас регулярно.

Осторожно, воры!

Кстати
Велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения. Дети от 7 до 14 лет имеют право ездить по тротуарам и велодорожкам. Лица старше 14 лет – по велодорожкам, правому краю проезжей части или обочине. Дети до 7 лет не должны выезжать за пределы двора или специально оборудованной площадки.
Другая важная проблема – это возможность безопасного хранения велосипеда. Кражи начинаются уже в мае, а летом число таких преступлений постоянно растёт. Причём в Екатеринбурге орудуют профессиональные угонщики этого вида транспорта. В прошлом году в городе задержали настоящего «рекордсмена». При обыске у него обнаружили и изъяли 28 байков. Фотографии краденых машин он выкладывал в социальные сети для последующей продажи. При этом были случаи, когда преступник похищал сразу два велосипеда – на одном ехал, а другой придерживал рукой.

Причём в зоне риска не только взрослые велосипедисты, но и дети. Маленькие ездоки более беспечны и чаще оставляют свои средства передвижения без присмотра. Кроме того, часто велосипеды крадут у них старшие ребята, когда просят якобы прокатиться, а на деле попросту угоняют.

Сотрудники полиции настоятельно советуют: обязательно прикрепляйте велосипед на парковочный трос и специальные замки, даже если заходите в киоск за незначительной покупкой. Грабителей могут привлечь даже старые и совсем дешёвые модели.

Если же ваш велосипед всё же угнали, нужно немедленно обратиться в дежурную часть с паспортом. Чем раньше стражи порядка узнают о краже – тем больше шанс, что вашу машину найдут и вернут.

Лихачества стало меньше

Дмитрий Ларионов, председатель свердловского регионального комитета защиты прав автомобилистов:

– Честно говоря, в этом году я не успел столкнуться с какими-то безобразиями, которые были характерны для предыдущих лет. Может быть, это связано, что появились мотопатрули и байкеры, наконец, стали внимательнее относиться к соблюдению правил дорожного движения. В прошлые годы я неоднократно наблюдал, что мотоциклисты массово нарушают правила: выезжают на встречную полосу через сплошную линию, обходят потоки транспорта между автомобилями. Это – самые характерные нарушения, не говоря уже о превышении скорости. Запомнился такой случай. В центре города на плотинке стоял экипаж ГИБДД, а мимо него туда-сюда проезжал один и тот же мотоциклист. Поднимался на заднее колесо и, что называется, лихачил. Байкеры даже в присутствии инспекторов позволяли себе нарушения, понимая, что останавливать и гнаться за ними не будут.

На шум от мотоциклов также поступает немало жалоб. Способов бороться с такими нарушениями мало. Можно попытаться воздействовать на тех, кто специально делает мотоцикл более шумным. Но если байк соответствует всем нормам и не подвергался переделкам, то законным способом ограничить передвижение мотоциклиста нет возможностей.

Я соглашусь с тем, что и автомобилисты совершают немало нарушений. Нередко ДТП, в которых страдают байкеры, происходят по вине водителей машин. Однако часто сопутствующим фактором в столкновении мотоцикла и автомобиля становится какое-то правонарушением, совершённое байкером, – или он между рядов двигался, или с превышением скорости, а то и первое и второе вместе.

Байкеров боюсь

Константин Пиастопуло, врач-ортопед, заслуженный врач РФ:

– С каждым годом в Екатеринбурге становится всё больше велосипедистов – это радует. Езда на велосипеде полезна во всех отношениях. Многие страны, например Дания, Голландия, давно пересели на велосипеды, но там созданы для этого все условия. Нам, конечно, до этого далеко. Велосипедисты вынуждены, рискуя, ездить либо по проезжей части, либо по тротуарам, доставляя неудобство пешеходам.

А вот байкеров на мотоциклах я боюсь. Это, на мой взгляд, особо опасный «вид спорта». Особенно если учесть, что они нередко пренебрегают правилами дорожного движения. И просто приличием. Ради «понтов», ради привлечения к себе внимания они с диким рёвом гоняют по Екатеринбургу в любое время суток, нарушая покой горожан. Справедливости ради надо сказать, что это проблема не только Среднего Урала. «Ревущих» байкеров я встречал и в Германии, и в Греции, во многих странах. Но оправданием для наших мотоциклистов это, конечно, служить не может.

Говорят «надо», но не делают

Константин Мочалов, председатель МОО «Вело-Город»:

– Приспособлен ли Екатеринбург для велосипедистов? По факту, конечно, нет. С учётом прироста общего числа велосипедистов, инфраструктуры для них и не создаётся. Было буквально несколько попыток что-то сделать, но настолько вялых, хилых и нерезультативных, что толку от них ноль. Мы бьёмся над этим, неоднократно вносили различные предложения, однако городская администрация на них даже не отвечает. Предлагаешь проект, а в ответ тишина. Между тем в других российских городах велосипедный процесс набирает силу. Инфраструктура для велосипедистов активно развивается в Москве и Казани. Даже Тюмень и Уфа нас опередили. А мы сидим в неразвитом городе. Такая беда. Екатеринбург – город компактный, и он требует велосипедной инфраструктуры. Пешеходы говорят «надо», велосипедисты, автомобилисты, мотоциклисты – все говорят «надо»! Но тем не менее никто ничего не делает. А между тем велосипедные дорожки нужны для всех людей, для их общения и жизненного комфорта.

Кто бы что ни говорил, но Екатеринбург можно обустроить для велосипедистов. Ещё три года назад мы измерили весь город и сделали заключение, что все улицы, даже центральные, можно сделать велосипедными. Пешеходная часть практически везде позволяет обустроить и пешеходные, и велосипедные дорожки. Но, к сожалению, наши проекты продвигаются очень тухло. В том же Академическом, якобы обустроенном для велосипедистов, велодорожки сделаны с нарушениями строительных норм. Представьте себе, едет велосипедист по дорожке, затем она резко упирается в забор, в бордюр и лишь потом продолжается вновь.

Личное пространство

Протоиерей Дмитрий Меньшиков, настоятель храма во имя Архангела Михаила в Кушве, байкер:

– Байкерская среда настолько разнородна, что судить о человеке только по его принадлежности к этому сообществу неправильно. Есть те, для кого мотоцикл – возможность покатать по городу блондинку, кто-то едет потусоваться на площади, а кто-то участвует в мотокроссах, мотопробегах. Кто-то, как «Ночные волки», выбирает путь патриотизма, державности. Кто-то воспринимает байкеровское движение как субкультуру, погружается в неё с головой, спит в косухе… Байкеры же не инопланетяне, это обычные люди, со своими достоинствами и недостатками. Скажем, для любого человека характерно стремление творить добро. И байкеры не исключение. Когда-то я был инициатором оказания нашим мотоклубом помощи детскому дому для ребятишек-инвалидов. Сегодня для ребят-байкеров это стало уже потребностью.

Конечно, вокруг байкеров много сложилось стереотипов. Ещё с тех времен, когда это движение пришло к нам из США, где в свое время слово «байкер» ассоциировалось с бандой, криминалом. Но отличительная черта русского характера – перенимать внешнюю оболочку и наполнять её своим содержанием, смыслом. Поэтому за атрибутикой, байкеровскими мотивами, порой «устрашающими», чаще всего глубина, смысл, идея. И что-то очень личное.

Ни для кого не секрет, что в профессиях, связанных с постоянным общением с людьми, специалисты подвержены синдрому выгорания. Священники, принимающие соучастие в проблемах людей, сопереживающие им, тоже могут стать жертвами этого синдрома. Для меня, например, мотоцикл – это личное пространство, возможность побыть наедине с собой, расслабиться, восстановиться. В конце концов, соскучиться по семье, по приходу, по прихожанам.

Смотрите также: