Примерное время чтения: 11 минут
285

Автолюбители, пешеходы и велосипедисты в Екатеринбурге борются за место

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. «АиФ-Урал» 24/06/2015
Отсутствие должной велоинфраструктуры и незнание байкерами правил дорожного движения часто приводят к трагедиям.
Отсутствие должной велоинфраструктуры и незнание байкерами правил дорожного движения часто приводят к трагедиям. Рязанское информационное агентство

– Налетает на нас, сбивает коляску и… преспокойно несётся дальше. И всё это происходит среди бела дня, на глазах десятка свидетелей, на тротуаре, который вообще-то создан для нас – пешеходов! И хотя ребёнок почти не пострадал, только очень испугался, я до сих пор нахожусь в состоянии шока. Сегодня по улицам с утра до вечера гоняют сотни «отморозков» на велосипедах. Неужели нельзя сделать так, чтобы они не портили жизнь остальным горожанам?

Капля в море

Что и говорить, сегодня велосипедный траспорт вызывает в Екатеринбурге массу дискуссий, споров и скандалов. По данным экспертов, на сегодня в Екатеринбурге регулярно пользуются велосипедом почти 50 тысяч человек – от школьников-малолеток до пенсионеров. Это – целая армия, которой, грубо говоря, некуда податься. Велосипедные дорожки есть только на Плотинке, в микрорайоне Академическом, на улицах Белинского и Фурманова, ещё в паре мест. Для такого города, как столица Урала, это – капля в море.

Резкое увеличение числа велобайкеров отрицательно сказывается и на количестве ДТП, и не только в Екатеринбурге. В прошлом сезоне свердловские полицейские зафиксировали более 10 тысяч правонарушений с участием велосипедистов. Не обошлось и без детских смертей, когда в августе под колёсами грузовика погиб пятилетний мальчик, который с другом катался по проезжей части. В этом году трагедия произошла гораздо раньше: 31 мая, накануне Дня защиты детей, в Невьянске был насмерть сбит девятилетний ребёнок, который ехал на велосипеде по встречной обочине. А количество менее страшных ЧП уже насчитывает несколько десятков.

Велосипед в Екатеринбурге: за и против. Фото: «АиФ-Урал»

Ездить негде

Между тем, несмотря на резкий прирост велосипедистов, власти не торопятся хоть как-то нормализовать ситуацию – необходимой инфраструктуры в городе как не было, так и нет. Это вынуждает велосипедистов двигаться среди пешеходов или в потоке автомобилей. На сегодняшний день в Екатеринбурге организовано лишь 22 км велодорожек, при этом часть их находится в крайне плачевном состоянии.

Да и состояние обочин, где по правилам должен ехать байкер, тоже оставляет желать лучшего. Здесь «наездников» поджидают припаркованные в два ряда автомобили или двухметровые лужи грязи, которые появляются из-за засорившихся ливнёвок.

Другая важная проблема – это возможность безопасного хранения велосипеда. По словам самих же байкеров, нынешние парковки годятся лишь для размещения на них рекламы.

Эти недостатки городского пространства чиновники будто и не замечают. Уральцы считают, в Екатеринбурге все мероприятия по созданию велоинфраструктуры используются для пиара властей. Но в итоге почти ничего не делается.

«Хоть условия у нас для велосипедистов и не идеальные, вполне возможно, что в ближайшем будущем на этот вид транспорта пересядет около 10% екатеринбуржцев, – считает руководитель движения «Вело-Город» Константин Мочалов. – Случится это независимо от того, появится ли у нас инфраструктура или нет. Она лишь облегчает жизнь горожан, делает передвижение более удобным. Тем не менее люди стали уважительнее относиться к этому виду транспорта, они понимают его практичность и пользу. И если власти не хотят, чтобы массовое недовольство нарастало, то рано или поздно возьмутся за создание всего необходимого для велосипедистов…».

Кстати
В прошлом году велосипедистов приравняли к остальным участникам дорожного движения. Дети от 7 до 14 лет имеют право ездить по тротуарам и велодорожкам. Лица старше 14 лет – по велодорожкам, правому краю проезжей части или обочине. Дети до 7 лет не должны выезжать за пределы двора или специальной площадки.
Между тем екатеринбургские власти отмечают, что делают всё возможное для улучшения велоинфраструктуры. Так, в стратегическом видении будущего города заложен пункт, посвящённый нуждам байкеров. Традиционно власти обещают организовать велодорожки в рамках строительства новых объектов, однако уральских «наездников» это не устраивает. По словам байкеров, речь идёт об отдалённых новых районах, тогда как весь основной трафик проходит через центр города. В свою очередь, мэрия просит велосипедистов поумерить пыл и приводит пример Копенгагена, где удобная сеть велодорожек и велоинфраструктура в целом формировались на протяжении 25 лет. По их словам, Екатеринбургу не сделать революцию за 2 года, догоняя европейцев. Единственный крупный проект, что ждёт байкеров уральской столицы в ближайшее время, – это вело-пешеходный тоннель развязки на Объездной – Серафимы Дерябиной. Однако первая очередь этого проекта будет построена лишь к 2018 году.

А пока для того, чтобы жить в мире и согласии, всем нам – автолюбителям, пешеходам и велосипедистам – придётся договариваться. Уступать друг другу, учить правила дорожного движения, осваивать науку уживаться.

Не колесом единым

Итак, вы купили или собираетесь купить велосипед. Неважно, для своего ребёнка или для себя, – стоит помнить о том, что это не игрушка, и относиться к нему стоит соответствующе.

Бюджетные варианты в Свердловской области стоят в пределах от 10 до 17 тысяч рублей для взрослых и в пределах от 7 до 13 тысяч – для подростков. Верхнего предела нет.

Техобслуживание исправного велосипеда в начале сезона можно пройти за 1500-2000 рублей либо дороже, в зависимости от сервиса. Делать это необходимо, поскольку от состояния машины зависит безопасность ездока. Опытные спортсмены (равно как и инспекторы ГИБДД) строго рекомендуют использовать экипировку: шлем, наколенники, защиту локтей. Такой комплект обойдётся для взрослого в кругленькую сумму – от 10 тысяч рублей, для ребёнка, разумеется, дешевле. И конечно же, стоит потратиться на буклет с правилами дорожного движения.

Позаботившись о собственной безопасности, стоит позаботиться и о безопасности железного коня. Как сообщил «АиФ-Урал» начальник пресс-службы областного главка полиции Валерий Горелых, кражи велосипедов обостряются с началом велосезона – в конце апреля – мае, – и к настоящему моменту число этих преступлений постоянно растёт: «В зоне риска не только взрослые велосипедисты, но и дети. Они более беспечны и чаще оставляют свой транспорт без присмотра. Кроме того, у детей часто велосипеды крадут старшие подростки, когда просят якобы прокатиться, а на деле попросту угоняют». Полицейские твердят: обязательно прикрепляйте велосипед на специальные замки, даже если заходите в киоск за незначительной покупкой. Грабителей могут привлечь даже старые и совсем дешёвые модели. Если велосипед всё же угнали, нужно обратиться в полицию – чем раньше стражи порядка узнают о краже и будут иметь подробное описание байка, тем больше шанс его найти и вернуть владельцу.

Правил не знают

Дмитрий Ларионов, председатель свердловского регионального комитета защиты прав автомобилистов:

– Велосипедисты являются полноценными участниками дорожного движения. Поэтому если уж они выехали на проезжую часть, то обязаны наравне с автомобилистами знать правила. Скажу прямо – я не знаю ни одного велосипедиста, который бы соблюдал ПДД. Да, что-то от кого-то они слышали. Может быть, некоторые даже брали в руки правила. Однако общий уровень их знаний крайне низок. Из-за этого аварийность на дорогах только увеличивается. Водители попросту не знают – что от них ожидать.

Выход, на мой взгляд, из этой непростой ситуации только один. Необходимо вырабатывать механизм государственного контроля. Велосипедисты наравне с автомобилистами должны сдавать на права. Если все они начнут ездить по правилам, то, возможно, и велодорожки, за которые они сейчас так активно ратуют, им уже не будут нужны.

Упустили момент

Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области:

– Обсуждать с детьми и подростками тему сезонных рисков, к которым относится и езда на велосипеде, необходимо вовремя. Не уверен, что в школах накануне каникул с ребятами об этом говорили. Поэтому можно считать, что момент упущен, и теперь ответственность за безопасность детей, за «преподавание» им теории сезонного риска лежит исключительно на родителях. Чтобы избежать неприятных, а то и трагических случаев, необходимо регулярно и настойчиво разговаривать с детьми о правилах дорожного движения, и правилах езды на велосипеде, строго ограничивать места, где ребёнок может кататься.

Надо признать, что сегодня инфраструктура города не приспособлена для велосипедистов. И этот вопрос в одночасье не решить. Но выход найти можно. Дети и подростки могут кататься в парках, во дворах – в тех местах, где их здоровью и жизни не будет ничего угрожать.

Строить велодорожки

Вячеслав Погудин, председатель комитета по соцполитике Заксобрания Свердловской области:

– Сегодня я вижу у людей тягу к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом. Достаточно просто зайти в спортмагазин, и мы увидим, что народ активно покупает инвентарь, в том числе и велосипеды.

Однако городская инфраструктура Екатеринбурга должна предусматривать возможность передвижения. Езда по дорогам сопряжена с рисками. По тротуарам ездить – тоже не лучший вариант: возникают конфликты с пешеходами. Выход здесь только один – строить в городе велодорожки. Как показывает опыт европейских стран, мероприятие это затратное, требующее много времени, однако достигается нужный эффект.

Кататься грамотно

Светлана Селезнёва, врач ЛФК и спортивной медицины:

– Грамотная езда на велосипеде ничего, кроме пользы не приносит. Этот вид физической нагрузки прекрасно тренирует костно-мышечную систему. Улучшает дыхательные процессы, что, в свою очередь, благотворно влияет на обмен веществ. Езда на велосипеде способствует укреплению сердечной мышцы. Но я не зря сказала: «грамотная езда». Дело в том, что во время велосипедных прогулок лёгкие человека работают в полную силу. Если вы будете ездить вдоль автомобильных трасс, по улицам города, наполненным токсичными веществами, – вред для организма превысит пользу. Поэтому идеальное место для велосипедных прогулок – лесопарки вдали от автодорог.

Не в ту сторону

Марина Сахарова, архитектор:

– Я – за велодорожки, потому что велосипедисты ездят по тротуарам и пугают многих своей агрессивной ездой. Но сегодня эти дорожки не актуальны. Для начала надо решить хотя бы основные вопросы. Моё мнение – и велосипедисты, и пешеходы, и автомобилисты могут мирно сосуществовать друг с другом, но решение проблем должно быть комплексным. Как сегодня город развивается? Здесь что-то воткнут и здесь, а потом одно с другим не состыкуется и всем мешает. Как Екатеринбург застраивается точечно, так и проблемы наши власти решают – с налёту и необдуманно. А потому бороться с ними с каждым годом всё труднее.

Вот я иду сейчас по тротуару, и он словно после бомбёжки. И таких тротуаров и автодорог в Екатеринбурге – видимо-невидимо! Остро стоят проблемы с экологией и инженерным обеспечением. Зато мы велосипедные дорожки строить собрались. В противогазах педали-то крутить будем?

Ко мне приезжают друзья из других городов, и каждый раз они в шоке от нашей разрухи. Пройти или проехать нормально нельзя уже нигде, кроме отдельных участков центральных улиц.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах