На что делать ставку?
Как известно, весной выпускники 11 классов определяются – какие предметы школьного курса они будут сдавать в форме ЕГЭ. Читай, в какие вузы и на какие специальности они планируют поступать. Нынче в Свердловской области Единый государственный экзамен будут сдавать 19 580 человек, в том числе 17 тысяч – выпускники этого года. И вновь, как и в прежние годы, в регионе лидируют «лирики». Так, на первом месте по популярности среди выпускников остаётся обществознание, на ЕГЭ по этой дисциплине заявилась половина участников итоговой аттестации – 10,5 тысячи человек. Заметим, сдача этого предмета – необходимое условие поступления в вузы на гуманитарные специальности.
Педагоги школ и вузов сходятся во мнении – молодые люди, делая ставку на гуманитарные специальности, меньше всего думают о потребностях региона в квалифицированных инженерных кадрах. Не оценивают собственные перспективы в различных отраслях уральской промышленности. Зато надеются, что гуманитарное образование в будущем обеспечит их «куском хлеба с маслом». Налицо – явный пробел в профориентационной работе со школьниками.
– Увлечь техническими специальностями подростков непросто, – говорит заместитель директора Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ Олег Гусев. – Но делать это необходимо. Тем более, что у нас есть прекрасный образовательный опыт советской школы. Я, например, на всю жизнь запомнил, как в 6-7-х классах нас водили на экскурсии на различные производства. Впечатления были колоссальные. Кроме того, я с удовольствием занимался в техническом кружке. И сегодня таких кружков должно быть много, более того – они должны быть бесплатными!
Сколько это стоит?
Справедливости ради надо сказать, что в последние годы в плане профориентации вузы Среднего Урала работают в тесном контакте с промышленными предприятиями. Но под «опеку» попадают «без пяти минут абитуриенты», тогда как специалисты сходятся во мнении: взращивание «физиков» должно начинаться гораздо раньше. Как минимум – в среднем звене общеобразовательной школы.
Стоит отметить, что высшее образование в Свердловской области сегодня достаточно доступно, особенно – при наличии денежных средств. В одном только Екатеринбурге работает 49 вузов, готовящих специалистов самых разных направлений. Хотя, конечно, серьёзных государственных учебных заведений – с бюджетными местами – чуть более десятка.
В этом году в уральские вузы будет поступать порядка 22 тысяч абитуриентов. Основная часть – это выпускники школ и колледжей. Кроме того, к нам ежегодно приезжают получать образование молодые люди из других регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Понятно, что далеко не все соискатели получат возможность учиться бесплатно. В этом году высшая школа Свердловской области предложит абитуриентам примерно 11 800 бюджетных мест. Остальным придётся серьёзно раскошелиться. Если в раньше средняя плата за обучение составляла порядка 100 тысяч рублей в год, то теперь примерно на 10 тысяч больше.
В последние годы абитуриенты проявляют особый интерес к целому ряду специальностей. Популярностью пользуются экономика, менеджмент, международные отношения, политология, реклама, связи с общественностью. Обычно высок конкурс на IT-технологии и радиоэлектронику, востребованы строительство и энергетика.
О чём печалятся рабочие?
Между тем власти разных уровней сегодня «проповедуют» среднее специальное образование. Например, полпред президента РФ в УрФО Игорь Холманских возглавляет общероссийское движение «В защиту человека труда», пропагандирующее престиж рабочих профессий. На уровне области действует ряд губернаторских программ, в том числе проект «Лаборатория профессий», направленный на раннюю профориентацию по техническим специальностям.
Однако все инициативы властей существенно «подкорректировал» кризис: сокращения и простои начались не только и не столько в офисах, сколько на производствах. «Как же наша молодёжь пойдет на заводы, если работы там нет? – возмущается Николай Ряженов из Верхней Салды. – У нас есть техникум, в котором учат специалистов именно для титановой отрасли. Но куда ребята пойдут, если предприятие простаивает? Таких производств по всей стране единицы. И нет ничего удивительного в том, что молодёжь бежит из города».
Действительно, по данным областной федерации профсоюзов, к концу апреля на учёте в службе занятости состояли почти 33 тысячи человек, ещё 14 тысяч переведены на сокращённую рабочую неделю, а более 5 тысяч ушли в вынужденный простой. Тем временем, региональный департамент по труду и занятости по состоянию на 30 апреля зафиксировал всего 29 774 вакансий. Уровень регистрируемой безработицы составляет порядка 1,44%. Последние исследования свердловского рынка труда показывают: предприятия больше «охотятся» за менеджерами по продажам и программистами, нежели за квалифицированными токарями, сварщиками и другими рабочими. И, разумеется, такие тенденции и цифры не стимулируют молодёжь пойти по технической стезе.
Впрочем, многие забывают, что кризисы приходят и уходят. Несмотря на экономический коллапс, потребность в прикладных специальностях будет только расти, а как следствие – и социальный престиж, и материальные блага. Недавно выступая перед победителями конкурса профмастерства «Славим человека труда!», полпред Игорь Холманских в очередной раз подчеркнул, что современный рабочий – это высококвалифицированный специалист, управляющий сложными процессами, и для него в России всегда найдётся место и достойная оплата труда. «Это современно, круто и к тому же выгодно: зарплата квалифицированного рабочего, управляющего высокотехнологичными станками, выше, чем средний заработок «офисного планктона».
Придут ли светлые времена?
– В девяностые годы у нас в регионе пошла повальная мода на юристов и экономистов. Тогда все посчитали, что в этих профессиях легче сделать успешную карьеру. Но со временем возник переизбыток гуманитариев на рынке труда. Технические же специальности мы подзабыли, хотя наш край промышленный и нам как раз требуются, так сказать, рабочие руки и умы.
Считаю, что на всё воля государства. Если молодой человек будет чувствовать уверенность в завтрашнем дне, то он выберет рабочую специальность. Во времена Союза к молодому специалисту, окончившему технический вуз, всегда подставляли опытного наставника, дядьку, который на первых порах очень сильно помогал в освоении профессии. Сегодня такого и близко нет.
Радует, что сегодня появляются предприятия, тесно сотрудничающие с вузами. Ребята уже точно знают, что без работы не останутся. Их целенаправленно готовят на протяжении нескольких лет к работе в конкретном цеху. Я надеюсь, что мы доживём до тех светлых времён, когда нормальный квалифицированный труд будет достойно оплачиваться. Пока же мы видим, что легче всего рассчитывать на кусок хлеба в современном мире вовсе не гуманитариям или технарям, а… прохиндеям.
Где гарантии людям труда?
– Это естественно для человека – стремиться получить хорошее образование, подняться выше по ступенькам. Другое дело – насколько оправданными окажутся потраченные время и усилия?
Увы, не в почёте сегодня быть рабочим. Мы видим, как пропагандируются музыканты и актёры, а вот шахтёра, который спускается в шахту, не видно нигде. Развелось бесчисленное множество менеджеров, юристов, психологов, а рабочих – дефицит. Как пример – на одном предприятии не хватает укладчиков труб. На подмогу вызывают пенсионеров, потому что среди молодёжи профессионалов нет. Да, на уровне государства что-то делается для поднятия рейтинга рабочих специальностей. Но, увы, этих усилий сегодня недостаточно. Работник труда должен быть уверен в завтрашнем дне, иметь гарантии, что будет трудоустроен, что его детей возьмут в садик и так далее.
Что касается оплаты, то она во многом зависит от хозяина предприятия. Мне видится так: если собственник находится близко к производственным площадкам, своим сотрудникам, то он видит, от кого зависит его прибыль, и оплачивает работу соответственно. А чем дальше работодатель, тем чаще он не понимает специфики работы и, соответственно, старается деньги в своём кармане оставить.
Почему нет стабильности?
– Будущие студенты, выбравшие тропу искусства, должны понимать, что оно сейчас не очень высоко ценится. Получают хорошо в этой сфере только звёзды. А работники театров, музеев – эти высокообразованные люди – работают за копейки. Но при этом, за такую смешную плату, они должны выдавать качественный продукт. Чтобы так жить, нужно быть человеком без потребностей, ничего не хотеть. Ну, а если в будущем хочется и дом, и семью, и путешествия – это, пожалуйста, в бизнес.
В чём Счастье в жизни?
– Мне кажется, что люди, занимающиеся своим делом профессионально, востребованы будут всегда! Будь это хоть сварщик, хоть слесарь, хоть актёр или певец. Главное – любить свое дело! Чтобы можно было заниматься им всю жизнь и наслаждаться этим. Перед выбором профессии обязательно нужно слушать своё сердце и стремиться именно в этом направлении, а не гнаться за большим рублём, не нестись за престижем той или иной должности.
Будет человек отдаваться работе полностью – будет и результат, и перспективы, и зарплата достойная. Вот с какой точки зрения надо подходить к планированию своего будущего. Ведь далеко не факт, что те, кто много зарабатывает, – счастливы в жизни. Конечно, рабочие профессии будут востребованы всегда – наша экономика просто не сможет без этого обойтись. Да и свободных вакансий на эти места много, ведь последние годы мы только и делали, что плодили менеджеров да юристов. Люди с руками всегда найдут себе место. Но стимулом всё-таки должны служить другие вещи – душевное равновесие с самим собой, гармония. Ну, а в кризис достаётся всем одинаково, и утешением тут как раз может служить любимая работа.
Смотрите также:
- Цена «вышки»: в уральских вузах 20 июня стартует приемная кампания →
- На Среднем Урале не хватает хороших технарей и инженеров →
- В области не хватает рабочих, врачей, педагогов →