Молочные страсти. Свердловским животноводам создают подушку безопасности

Областные власти предпринимают беспрецедентные меры для поддержки региональных производителей.

   
   

Индикатор жизни

17
рабочих мест обеспечивает одна корова.
Сложности возникли в начале 2018 года. Мощности молокозаводов региона оказались чрезвычайно перегружены, и сегодня они не в состоянии  переработать тот объём сырья, который предлагают производители, иногда даже отказываясь принимать сырое молоко сверх договора. Закупочные цены снизились почти до уровня себестоимости, в результате уральские животноводы терпят колоссальные убытки. 

Ситуация усугубилась политикой торговых сетей, которые, воспользовавшись моментом, покупают молочную продукцию по заниженным ценам, либо вообще отказываются принимать её у переработчиков.

Казалось бы, в чём проблема? Изобилие дешёвой провизии должно быть на руку потребителю. Однако всё не так просто. Ведь производство молока – это не только важная часть продуктовой безопасности региона. Это и налоги, и дополнительные рабочие места на селе, и рост заработной платы животноводов…

«Основная проблема на молочном рынке – это засилье фальсификата и поставки дешёвого сухого молока из-за рубежа, - считает председатель НП «Союз животноводов Урала» Михаил Копытов. – К сожалению, выбирая между качеством и ценой, люди зачастую выбирают второе. Килограмм натурального коровьего масла стоит порядка 450 рублей, а на прилавках лежит продукт за 200, хотя это, конечно же, не настоящее масло. Кроме того, увеличение объёмов производства привело к затоваренности рынка. Конечно, необходима финансовая помощь регионального правительства, она поможет сгладить ситуацию, но это временная мера. Решать проблему необходимо на федеральном уровне».

«На самом деле сложности возникли не столько на Среднем Урале, сколько на общероссийском рынке, - поясняет представитель крупной молочной компании Сергей Майзель. – Ни о каком системном кризисе речи нет. Но областным властям важно сохранить молочную отрасль, потому что она – индикатор жизни всего аграрного сектора. Ведь одна корова, помимо молока, даёт 17 рабочих мест! Ветеринар, механизатор, доярка…».

По словам эксперта, из-за снижения мировых цен на молочную продукцию в регионе появилось много дешёвых товаров из-за рубежа. Но Урал – зона рискованного земледелия, где нет таких трав, как в Германии или Новой Зеландии. Если в Свердловской области себестоимость литра молока – 19, то у «них» – 9 рублей. Соседние регионы (Татарстан, Башкирия) также не остаются в стороне, заходя на рынок Среднего Урала и демпингуя цены. С учётом того, что потребление молочных продуктов в последние пару лет снизилось, всё это ставит свердловских аграриев в трудное положение.

   
   

Скорая помощь

На прошлой неделе губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев дал указание выделить из областного бюджета 157 млн рублей на дополнительную поддержку молочного животноводства. Деньги пойдут на компенсацию хозяйствами региона. За литр молочного продукта свердловские аграрии будут получать 3 рубля 69 копеек, а в северных районах – 4 рубля 28 копеек.

Кроме того, уже в апреле уральские молочники получат ещё 160 млн рублей на компенсацию затрат производства. Аграрии должны их использовать на проведение своевременной посевной кампании.

«В целом уральские животноводы должны получить в два раза больше средств, чем обычно, порядка 6 рублей за литр произведённого напитка, - заявил министр АПК и продовольствия Свердловской области Дмитрий Дегтярёв. – Эти средства послужат подушкой безопасности на время непростой ситуации на молочном рынке, которая сегодня складывается во всех регионах России».

Но это – лишь часть мер, предпринимаемых областным правительством. В адрес руководителей торговых сетей Среднего Урала направлено письмо с просьбой сократить сроки подписания контрактов на поставку молока с коротким сроком хранения. Это должно ускорить движение продукта от фермы до прилавка. Также от имени губернатора адресовано письмо министру сельского хозяйства РФ, а Союз фермеров региона составил обращение к президенту России.

Параллельно при министерстве АПК региона создан оперативный штаб по вопросам продажи сырого молока. Дополнительные обязательства по приёму продукта взял на себя Ирбитский молочный завод, который принадлежит Свердловской области.

Качество и безопасность

Между тем, у свердловского молока есть как минимум два существенных плюса, делающих его конкурентоспособным – это качество и безопасность. Что неоднократно признавалось, в том числе, на мировом уровне. Международный производитель кисломолочных продуктов и детского питания «Danone» ежегодно проводит оценку сырья, и второй год подряд напиток СПК «Килачевский» Ирбитского района побеждает в номинации «Лучшее качество молока среди поставщиков в России». При этом в конкурсе участвует больше тысячи российских производителей.

«Уральское молоко исследуется в лаборатории на кислотность, плотность, антибиотики, соматические клетки, определяется содержание жира и белка, - рассказал директор СПК «Килачевский» Анатолий Никифоров. – Это позволяет добиться 100-процентного качества продукта, который затем поставляется на крупнейшие молокозаводы Екатеринбурга и Свердловской области».

Второй важный момент: Свердловская область стала первым и пока единственным регионом страны, где удалось полностью ликвидировать опасную болезнь животных, в том числе коров – лейкоз.

«Животноводство на протяжении многих лет было на Урале прибыльной отраслью, - сообщила депутат Свердловского Заксобрания Елена Трескова. – Производство молока  ежегодно увеличивается, благодаря чему у жителей региона есть возможность покупать свежие, натуральные молочные продукты.  Средний Урал на 60% обеспечен молочными товарами собственного производства, а в обозримом будущем эта цифра достигнет 80%».

КСТАТИ
По данным министерства АПК и продовольствия Свердловской области, в 2017 году в регионе было произведено 717,8 тысяч тонн молока. Это на 42 тысячи тонн (6,2%) больше показателя предыдущего года.

Смотрите также: