В феврале Красноуральск посетил прокурор Свердловской области Сергей Охлопков, провёл личный приём граждан. Поводов для общения накопилось много. Когда-то значимый для всей страны уральский город вдруг стал головной болью региона с массой проблем – от коммуналки до преступности. Как живёт и за счёт чего выживает город – в рамках проекта «АиФ-Урал» «Провинция».
Поворот не туда
188 километров отремонтированной трассы от Екатеринбурга в сторону Серова. За поворотом на Кушву – небольшой указатель. Незнающий путник рискует проехать мимо. И мало что потеряет. Это указатель на Красноуральск – утопающий в многочисленных проблемах моногород Свердловской области. Мрачный, злой и взрывоопасный. Но так ли это на самом деле?
Расцвет Красноуральска пришёлся на 60-80-е года прошлого века, когда был достигнут пик численности населения – 40 тысяч человек. Несколько крупных предприятий, приятное место для жизни и работы – школы, детсады, библиотеки, спортивные корты, секции, клубы, зеленые улочки…
Но сегодня в Красноуральске промозглая весна 2017 года с разбитыми дорогами, не чищенными, но посыпанными чёрным шламом от металлургического производства тротуарами и торчащими из-под земли трубами горячего водоснабжения, облюбованными многочисленными котами и кошками.
Это стратегический для страны в прошлом Красноуральск: с двухэтажными бараками, требующими уже не капремонта, а сноса. На одном из зданий проваливается крыша, на другом осыпается штукатурка. И опасно свисающие сосульки. Под одной из них сидит печальный одинокий дед в шапке-ушанке и с палкой вместо трости. Неподалёку – болтающие между собой старушки.
«На что у нас посмотреть можно? – наспех вспоминают достопримечательности Красноуральска пенсионерки Вера Константинова и Мария Андреева. – Памятник Ленину на площади стоит. Две гостиницы. Ах, да, церковь красивая! И комбинат – единственный остался! Был у нас и молокозавод, и пивзавод, и хлебозавод, птицефабрика, механический завод. Ах да, и химический завод…»
Стой! Охраняемая зона
Красноуральский химический завод – серьёзная головная боль не только властей, но и силовиков. При СССР это было крупное предприятие оборонной промышленности – одно из четырёх по всей стране, где производили тротил. Но в 2010 году КХЗ выставили на торги, он ушёл в частные руки, а в 2014 году наступил крах. Огромные заводские площади опустели, а в цехах остались тонны химических, в том числе взрывчатых веществ.
Сегодня к главной проходной завода ведёт единственная дорога. Перед ней – расстрелянная из какого-то оружия табличка с надписью «Стой! Охраняемая зона». Разумеется, никого, в особенности охотников за взрывчаткой, она не останавливает.
О заводе заговорили весной 2016 года, когда в одном из резервуаров произошёл пожар и в воздухе оказались пары азотной кислоты. Тогда прокуратура возбудила уголовное дело о нарушении правил безопасности хранения взрывоопасных веществ.
Сейчас завод распродаётся по частям, у некоторых цехов появились новые хозяева. Завершается демонтаж оборудования. Именно из-за него в январе 2017 года на заводе произошла перестрелка: пятеро мужчин пытались пробраться за цветным металлом, но их не пустили нанятые конкурсным управляющим охранники. Конфликт окончился госпитализацией и арестом.
Есть ли жизнь в Красноуральске
Дмитрию 46 лет. Он из тех людей, кто переживает за дальнейшую судьбу малой родины. Дмитрий всю жизнь живёт в Красноуральске и не собирается его покидать.
Он – гроза местных властей. Как активист, старается указать властям на накопившиеся проблемы, чтобы поспособствовать и изменить жизнь к лучшему – вернуть городу прежнее обличие.
У него здесь семья и работа с зарплатой 36 тысяч рублей – Красноуральский медеплавильный комбинат, ныне «Святогор».
Это единственное предприятие, вкладывающее средства в развитие и дающее рабочие места. Отстроенный а его счёт, в центре города стоит Дворец спорта, рядом – современный профилакторий-санаторий. Недавно в городе открылось отделение «Микрохирургии глаза». Церковь красива, особенно в лучах солнца. А не так давно в городе провели детский конкурс красоты «Маленькая мисс», приуроченный к Международному женскому дню.
В этом есть другой Красноуральск – город, с виду увядающий, но идущий маленькими шажками вперёд.
Вопрос в деньгах
– Проблем много, но город развивается, благодаря благотворительной поддержке градообразующего предприятия. Я, как молодая мама, прекрасно понимаю проблему с обустройством детских площадок. Сегодня при поддержке «Святогора» в городе четыре новые детские площадки с современными игровыми комплексами стоимостью более 1 млн рублей. В следующем году по плану установят еще пять.
К сожалению, бюджет города не может закрыть все наши потребности. Мы все прекрасно понимаем, что сначала – тепло, свет и вода... Тем не менее в третьем квартале 2016 года был запущен новый полиэтиленовый водопровод, обеспечивающий водой посёлок Пригородный. В январе текущего года была построена новая линия электропередачи в поселок. В итоге мы ушли от прямой зависимости по обеспечению электроснабжением посёлка от Химического завода.
Сегодня газифицируется посёлок Октябрьский – для нас это победа, поскольку даже в городе некоторые дома не газифицированы. Мы ежегодно заявляемся в программу по газификации, и газификация Октябрьского – отличное начало.
Меня радует, что в городе есть современный кинотеатр, куда семьями приятно сходить и провести совместный досуг. Работает два бассейна, в том числе в Пригородном. Открыта инженерная школа при поддержке «Святогора». В 2017 году запускается долгожданный проект по строительству Ледовой арены стоимостью более 200 млн рублей. Сейчас строится посёлок «Молодёжный», где смогут проживать молодые специалисты. Это хорошая мотивация для того, чтобы молодёжь оставалась в любимом городе. В рамках проекта «Пять шагов благоустройства» запланировано благоустройство скверов. Жители смогут комфортно прогуливаться и отдыхать.
Проблем хватает, но главное их решать совместно и командно.
Смотрите также:
- Прощание с известным фотографом Дмитрием Сухоросовым состоится в среду →
- 160 лет Вениамину Метенкову: как фотограф прославил Урал на всю Европу →
- В Екатеринбурге скончался известный фотограф Дмитрий Сухоросов →