Вениамин Леонтьевич Метенков был выходцем из семьи старообрядцев, которые страсть как не любили фотографироваться. Попадёшь на «пластинку» – пиши пропало, навеки сгинешь в лапах Сатаны, считали староверы. Если бы не это их поверье, как знать, может быть Екатеринбург так и не получил бы своего великого летописца…
Проблемный бизнес
Метенков родился 23 марта (4 апреля по новому стилю) 1857 года в Миассе. Будучи ещё подростком, он устроился работать конторщиком на золотой прииск, где сошёлся с польскими переселенцами, освоил у них азы фотографии и на всю жизнь загорелся искусством «светописи». Уже в 19 лет он организовал своё первое ателье, но – бизнес не заладился. Проблема была в том, что у Метенкова почти совсем не было клиентов. Работягам его услуга была не по карману, а зажиточные старообрядцы, как уже говорилось, нипочём не соглашались «связываться с Сатаной». И тогда Метенков, чтобы окончательно не прогореть, решил махнуть в преуспевающий и перспективный Екатеринбург.
«Светопись» пришла на Урал очень вовремя, – считает Евгений Бирюков, историк фотографии, один из основателей музея «Дом Метенкова». – Именно тогда у нас появилась буржуазия, представители которой хотели иметь на память свой портрет или семейное фото: чтобы было быстро, красиво, а главное – похоже. Первые фотографы работали на больших ярмарках, где у людей водились деньги. У нас такой ярмаркой была Ирбитская. Но ярмарки проходили один-два раза в год, и, чтобы зарабатывать в «межсезонье», многие фотографы осели в столице Урала».
Это был 1883 год. В городе уже успешно работало несколько фотоателье, самое знаменитое из которых принадлежало семье Тереховых. Конкуренция была жёсткой, но Метенкова она не пугала. Он не только открыл свой салон, но и начал торговать аппаратурой, материалами и реактивами. Торговыми партнёрами уральца были фирмы «Карл Цейс», «Герц» и «Кодак». Поначалу он обосновался в особняке на Вознесенском проспекте, 22, но в 1895 году женился на Евдокии Ожеговой (дочери известного в Екатеринбурге врача). С помощью её родственников Метенков купил дом №36 – тот самый, в котором сейчас расположен музей его имени.

Урал в объективе
Впрочем, величайшая заслуга Метенкова состоит в том, что он первым из тогдашних фотографов вышел со своей камерой на улицу. За пару десятков лет он объездил почти весь Урал, снимая то, что большинству профессионалов поначалу казалось просто бессмысленным: здания, площади, заводы, прииски, старателей, рабочих, крестьян, природу. Ещё в 1895 году фотограф поднялся на колокольню Екатерининского собора и запечатлел оттуда всю панораму Екатеринбурга, сделав неоценимый подарок будущим историкам и краеведам. Его работы в виде открыток получили распространение в Европе. В 1889 году, когда во всём мире отмечали 50-летие «светописи», Метенков получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже, а потом он увлёкся созданием фильмов («живой фотографией» и стал первым кинодокументалистом Урала.

Метенков, как и многие уральские предприниматели, радостно встретил Февральскую революцию, с недоумением – Октябрьскую, а гражданская война его откровенно напугала. В 1919 году он с семьёй уехал в Томск, но через три года вернулся. Дом его был конфискован, имущество разграблено, при этом исчезла огромная и уникальная коллекция негативов. Работал копировальщиком, заведовал фотолабораторией и магазином фотографических принадлежностей. В 1931 году его арестовали, продержав около месяца в камере: требовали сказать – куда он спрятал «накопленные миллионы». В объяснении следователю он писал: «В силу своего мягкого характера и моей деятельности я никогда не помышлял о накоплении и все средства употреблял на развитие своего любимого дела». Умер мастер света и тени 9 марта 1933 года. Похоронили его на Михайловском кладбище, но где именно – не знает никто.
В советское время в Доме Метенкова много десятилетий располагался туберкулёзный диспансер. В конце 80-х, когда в городе стало появляться много машин, городские власти решили его снести и построить на месте особняка автостоянку. Лишь вмешательство краеведов и историков, которые достучались до депутатов Верховного Совета, спасло памятник.

Точка притяжения
Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга:
– Можно сказать, что Вениамин Леонтьевич Метенков – это человек, который всей своей жизнью олицетворяет наш город. Предприимчивый, креативный, амбициозный, энергичный. Одновременно он был патриотом Екатеринбурга: уехав после революции в Томск, он в конце концов вернулся в столицу Урала, хотя советская власть лишила его всего. Сегодня «Дом Метенкова» – это не просто тематический музей, это история того, как видели наш город фотографы в разные времена. И это точка притяжения всех фотографов, которые приезжают снимать наш город, как когда-то это делал Метенков.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть