Уральские детишки играют со смертью

Валерий Христофоров / АиФ

Распространению этой «заразы» способствует… Интернет.

   
   

«Собачья радость»

Кстати
После праздника Весны и Труда, 4 мая, в Екатеринбурге произошёл уж совсем изуверский случай. В одной из школ конфликт двух первоклашек закончился дракой. И, наверное, не было бы ничего страшного, если бы один из школьников, показывая свою «крутость», не вонзил в шею обидчику шприц, подобранный им на улице. Зачем он это сделал – сейчас выясняют учителя, родители и полиция.
«Недавно мой сын Андрей пришёл из школы с разбитым лицом, – рассказывает наша читательница из Екатеринбурга Валерия Комарова. – Мы с мужем, конечно же, стали выяснять – что произошло? На все расспросы он сначала не отвечал, но в конце концов сознался. Оказывается, у них в школе распространена игра в удушение. Дети сдавливают друг другу дыхательные пути, пока не начинают терять сознание, а потом снимают всё это на мобильник. Сын с товарищами решил сыграть в эту игру, а когда «отключился», полетел на пол и разбил себе лицо. Мы провели с мальчиком воспитательную беседу, но я не понимаю: куда смотрят учителя? По словам Андрея, этим опасным занятием у них сегодня увлечена едва ли не вся школа!»

Вы не поверите, но игра эта пришла к нам из советского прошлого. Называлась она тогда «Собачья радость». Несмотря на то, что процесс удушения нередко заканчивался травмой, а то и вызовом скорой помощи, школьники, желая испытать необычные ощущения, шли на риск. Как видим, «забава» эта вновь вернулась на Средний Урал. Причём широкого распространения в эпоху СССР она не имела. Но сегодня, благодаря Интернету, она получила едва ли не массовый характер. Дети выкладывают в Сеть весь процесс, делятся ощущениями, в соцсетях возникают целые сообщества, посвящённые этой игре.

«Потеря сознания, пусть даже кратковременная, это не норма для организма, – говорит заместитель главного врача по хирургии Детской городской клинической больницы №9 Игорь Огарков. – Можно сказать, что потеря сознания – это шаг до гибели. Кроме того, игры, связанные с вызыванием этого состояния, чреваты травмами, в первую очередь черепно-мозговыми. Есть и ещё одна опасность. У детей склонных к эписиндрому, кратковременная потеря сознания может спровоцировать эпиприпадок. И если взрослые в большинстве своём знают, как помочь человеку во время такого припадка, то дети, скорей всего, просто испугаются и убегут. У оставленного без помощи ребёнка может, например, запасть язык, и он погибнет от удушья».

«Перебеги на красный»

Между тем это далеко не единственное и не самое опасное увлечение, которым «страдают» сегодня уральские детишки. Не менее популярна у них игра «Перебеги на красный». Представьте себе стайку мальчишек на обочине оживлённой трассы. Вдруг один из них срывается с места и, к ужасу водителя, пытается перебежать дорогу перед несущимся с огромной скоростью автомобилем. Из-за глупой бравады в прошлом году в Свердловской области произошло за короткий период сразу несколько несчастных случаев.

Весной школьники, с целью испытать себя, бегают по тонкому льду. Один такой «экстремал» чудом не погиб в Екатеринбурге в апреле. Мальчик возвращался домой из школы, пошёл через городской пруд и провалился в ледяную воду. Спас ребёнка случайный прохожий, хотя всё могло закончиться далеко не так благополучно…

«Зацеперы»

Кстати сказать, примерно к тому же роду игр относится и катание на «колбасе». Показывая друг другу и окружающим свою удаль, подростки катаются на прицепном устройстве трамвая.

   
   

Но в разы опаснее действия так называемых зацеперов. В феврале этого года транспортные полицейские Нижнего Тагила задержали тринадцатилетнего школьника за езду на прицепном устройстве последнего вагона поезда. Подросток проехал таким образом несколько станций, пока его не обнаружили и не сняли с поезда железнодорожники. Правоохранителям виновник переполоха пояснил, что просто хотел «поймать адреналин».

Между тем отвечать за этот необдуманный поступок пришлось его матери. В отношении женщины был составлен административный протокол, а информацию о правонарушении направили по месту учёбы «экстремала».

«Подростки во все времена были склонны к бесшабашному поведению, – отмечает Михаил Перцель, главный психотерапевт Свердловской области. – Они очарованы мечтой, что могут горы свернуть без каких-либо последствий. Надо согласиться и принять за данное, что без риска они не смогут жить. А значит, необходимо сделать так, чтобы выплеск чувств был без вреда для здоровья. Здесь уже задача общества, учителей, родителей создать в умах наших ребят образ нормального человека, который играет в нормальные игры. Дворовые клубы, спортивные секции – вот где возможности и способности подростков будут всегда востребованы. Туда и надо их отправлять. Иначе не исключён вариант появления на горизонте какой-нибудь маргинальной организации, которая может затянуть ребёнка в свои сети и научить его, выражаясь детским языком, плохому».

Внимания не хватает

Виктория Якорева, многодетная мама:

– Я часто вижу детей, которые зацепятся за трамвай сзади – и едут. Другое любимое «развлечение» – перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Мне кажется, школьники не друг с другом соревнуются. Им важно другое – привлечь внимание родителей. Заброшенные дети, ненужные… С одной стороны, незащищённость, а с другой – такая ненормальная бравада. Кроме того, современные дети очень много времени проводят за компьютерными играми и просмотром телевизора. Как результат – они перестают разделять вымышленную и реальную жизнь. Мой ребёнок семи лет посмотрел фильм «Человек-паук» и начал фантазировать, что, дескать, если он спрыгнет с высоты, то ничего ему не будет. Меня это насторожило. Я начала объяснять ему, что всё может закончиться куда хуже, нежели перелом руки. У сына это вызвало удивление: как так, по телевизору же иначе показывают? Родители должны контролировать своих детей, общаться с ними как можно больше. Увы, но большинство взрослых людей заняты зарабатыванием денег для своих чад, а в итоге… теряют их.

В моде бравада и хвастовство

Игорь Кириллов, председатель общественного движения «Многодетные семьи Урала»:

– Современное развязное общество и повальное увлечение интернетом толкает наших детей на необдуманные поступки. После просмотра опасных роликов в сети дети охотно делятся «новинками» друг с другом, не особо задумываясь о последствиях. А в результате после «практики» ребёнок в лучшем случае может получить травму, а в худшем не исключён и летальный исход. Бравада и хвастовство друг перед другом, к сожалению, порой приводят к плачевным результатам.

На мой взгляд, многое в этом вопросе зависит от родительского воспитания. Выплеск энергии должен быть направлен в мирное русло. Необходимо заинтересовать подростка, чтобы ему было интереснее прокатиться на велосипеде или погонять мяч, а не перебегать дорогу после спора со сверстниками на красный свет. Родители должны больше общаться с детьми, интересоваться их увлечениями и проблемами. Только при таком раскладе мы сможем удерживать наших детей от опасных игр.

Разучились поддерживать

Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области:

– Случай со шприцом – скорее, из серии необдуманных поступков. Я бы не сказал, что жестокие проявления игр носят массовый характер. Подобное и раньше было. Мы можем с ностальгией вспоминать о прошлых временах, когда играли в «Царь-гору», но и тогда игра могла доходить до жестокости.

В мировом обществе идут глобальные процессы, которые, увы, настигают и нас. Посмотрите на взрослых, на их жизненную позицию. Каждый – сам по себе, индивидуалист, но никак не член общества. Мы потеряли умение находить компромиссы и жертвовать чем-то личным. Однако надо пытаться вернуться к этому. Ведь корни-то отсюда растут. Позиция детей, даже в играх, ничем не отличается от родительской: «Я тут главный, подайте, принесите, а что чувствуют при этом другие, мне всё равно».

На мой взгляд, слепое исполнение требований конвенции о правах ребёнка – это не совсем верный путь. Конвенция – это не конституция ребёнка. Это взрослая книжка, которая определяет наше взаимодействие с детьми. Беда западного общества в том, что они рассматривают права ребёнка отдельно от общества: «Вот есть я, ребёнок, у меня есть своё право, немедленно дайте мне его». К счастью, мы немного опомнились и поняли, что не должны следовать по такому индивидуалистическому пути. Нашим детям нужны игры, направленные на привитие командного духа и ответственности друг за друга, чтобы они учились поддерживать и помогать.

Я считаю, за правильное воспитание детей ответственны в первую очередь педагоги, потому что они профессионалы в области детства. На родителей ведь у нас нигде не учат. Они могут не обратить внимания на важные вещи просто в силу отсутствия образования.

Смотрите также: