Началось второе учебное полугодие. Эйфория от свежих школьных впечатлений у первоклашек уже прошла. А вот к ежедневной нагрузке ученических будней оказались готовы не все. Многие родители изо дня в день слышат от своего чада одну и ту же фразу: «Я не хочу идти в школу».
По мнению детского психолога Алены Кравченко, в том, что дети разочаровываются в школе, есть и «заслуга» родителей, которые допускают серьезные поведенческие ошибки. А именно…
- Будят ребенка криками: «Вставай, а то опоздаешь!» Просыпаться ребенок должен от спокойного голоса, ласковых слов. Не стоит его подгонять, дергать по мелочам, корить за медлительность, наставлять и поучать. Утро – самое время, чтобы зарядить школьника положительными эмоциями на весь день. Не забудьте про завтрак – как известно, голодное брюхо к учению глухо. Помните – впереди у ребенка трудный день.
- Учиняют допрос. Стоит ребенку после школы перешагнуть порог дома, как родители начинают его «пытать»: «Опять мешал всем заниматься?», «Ты отвечал на уроке или отсиделся?»… Дайте ребенку расслабиться, передохнуть. Покормите его и отправляйтесь на совместную прогулку, во время которой он сам поделится впечатлениями о прошедшем учебном дне. Слушайте внимательно, не отмахивайтесь от вопросов.
- Смеются над проблемами. Первый год в школе ребенок учится справляться с возникающими проблемами, которых возникает множество. Одноклассник придумал для него обидную кличку, учительнице не понравился рисунок, соседка по парте мешает на уроке, на физкультуре никак не удается кувырок, и ребята дразнят… Родителям эти проблемы кажутся смешными, и они обычно отмахиваются: «Был бы повод расстраиваться». Между тем неразрешенные проблемы могут впоследствии привести к тому, что у ребенка сформируется заниженная самооценка. Так что найдите время, чтобы вместе обговорить ситуацию, выяснить ее причины и найти пути выхода из нее.
- Считают, что учитель всегда прав. Нередко за любым замечанием учителя следует неизбежное наказание ребенка дома. Но ведь и учителя могут ошибаться. Обсуждайте с педагогом поведение и учебу своего чада тет-а-тет. Постарайтесь поставить себя на место провинившегося, может быть, вам станут понятны мотивы его поступка.
- Ставят условия. Например: «Если ты не заполнишь пропись красиво, забудь о прогулке». Успехи в начальной школе – дело наживное. Это – во-первых. А во-вторых, никакие условия не могут быть стимулом для их достижения. Поэтому лучше оказать ребенку посильную помощь, набравшись терпения. Похвала также не помешает, пусть даже она будет авансом.
- Сравнивают ребенка с другими. Типичная ситуация: «Вот у Маши в тетрадях чисто, а у тебя тяп-ляп». Любые сравнения с другими детьми недопустимы! Сравнивать можно только успехи самого ребенка. Например: «Вчера у тебя не очень получались эти буквы, а сегодня они ровные и красивые».