Жители отдалённых районов Екатеринбурга оказались на обочине жизни

Однако идиллическая картинка тускнеет, стоит только оказаться на городских окраинах. На обочине жизни – иначе про людей, живущих там, и не скажешь.

   
   

Кошмар под крышей

«Количество наших проблем не поддаётся подсчёту, – пишет жительница посёлка Большой Исток в Сысертском районе Евгения Орлова. – В 2014 году мы купили с мужем квартиру в ЖК «Заречный». Нам казалось, что здесь чистый воздух и нет городской суеты. Застройщик очень красочно и радужно рассказывал на сайтах про отличные коммуникации, горячую воду, налаженную инфраструктуру. Но не тут-то было. Как только мы заселились, начался кошмар. Работа вентиляции жилых помещений и санузлов работает на приток, а не на вытяжку. В ваннах наутро пахнет канализацией. Вода – ржавая, крайне плохого качества. В связи с плохим напором нам так и не провели горячую воду, хотя счётчики и трубы есть. У каждой квартиры стоят водонагреватели. Ещё одна серьёзнейшая проблема – электричество. Энергетики постоянно отключают свет, и не на час или два, а на сутки и более. И это при том, что в посёлке всё завязано на электроэнергии. Особенно страдают молодые семьи с грудными детьми…»

Действительно, жизнь в отдалённых районах и пригородах Екатеринбурга нередко оборачивается настоящим кошмаром для людей. Те, кто перебирается в городскую глубинку, едут туда за развитой инфраструктурой и широкими удобными дорогами, связывающими с центром столицы Урала – как ни крути, а большинство людей работает в центральных районах Екатеринбурга. Однако на деле получается, что тысячи человек ежедневно стоят в пробках, пытаясь выбраться в основную часть города, где расположены офисы, школы, больницы и торговые центры.

Основные беды городских окраин. Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

Зато тарифы городские

Дороги, пожалуй, самая большая беда городской глубинки. Уже четыре года жители Большого Истока пишут письма в сельскую администрацию и прокуратуру о том, что не могут подъехать к социальным объектам, но воз и ныне там. Весной к детскому саду и школе можно пробраться только на внедорожнике, через ямы и ухабы с глубокими лужами. Посёлок был построен ещё в довоенное время, и инфраструктура осталась на том же уровне. Люди исправно платят за коммуналку, налоги, налог на автомобили, но не понимают – на что уходят их деньги?

Впрочем, плохими дорогами и коммуналкой «славен» не только Большой Исток. «Бессилие и злоба, – пишет жительница посёлка Палкинский Торфяник в Верх-Исетском районе Екатеринбурга Ольга Селезнёва. – Как всегда, по весне наша улица Нижняя превратилась в болото. Несколько дней я преодолевала небольшой участок так: включала первую передачу, нажимала на газ и с закрытыми глазами на скорости проскакивала. К концу апреля и такой способ перестал работать, и до середины мая проезд к нашим домам был полностью блокирован. Не могли проехать ни жители, ни скорая, ни пожарная. Такая ситуация повторяется из года в год».

По словам девушки, вот уже три года к ним приезжает чиновник из администрации и начинает «кормить завтраками» – скоро всё будет: и газ, и дороги. Однако за прошедшее время сделали лишь одну улицу, которая и до того была в нормальном состоянии. При этом власти не «забыли» присоединить посёлок к Екатеринбургу, включив «городские» тарифы на электричество. «Газа нет и не предвидится, отопление небольшого дома зимой встаёт в 12-15 тысяч. Магазинов нет. Дорог нет. Зато город», – отмечает Ольга.

В туалет – на улицу

Проблемы, за которые мы постоянно ругаем чиновников, – плохие дороги, ЖКХ, инфраструктура – на окраинах города обостряются в разы. Самое удивительное, что жилищные неурядицы сопровождают не только тех, кто живёт в старых домах и районах, но и живущих в «свежачках». И, если в рекламных проспектах жильё в пригороде Екатеринбурга величают уголком комфорта и спокойствия, то его жители рассказывают о царящих там безнадёжье и бездорожье.

   
   

«Дом строили три года – по договору паевых взносов. В итоге застройщик слился, на него заведено уголовное дело – по факту мошенничества. Теперь жители за свой счёт достраивают дом, – рассказывает читательница «АиФ-Урал» Любовь Каркасова, проживающая в посёлке Патруши на ул. Окружной, 39. – С улицы 1 мая до улицы Окружной нет дорог. Подъезда к дому нет, туалет на улице, вода приносная – на окраинах Екатеринбурга люди живут как в глубокой деревне».

Только цифры

  • 17,5 тысяч квартир построено в 2015 году в Екатеринбурге
  • Более 20% жалоб свердловчан в Роспотребнадзор «посвящено» услугам ЖКХ
  • До 8.52 руб. за «квадрат» выросла плата за капремонт
  • На 10% поднимается плата за услуги ЖКХ каждые полгода
  • Порядка 90% улиц и дорог в Екатеринбурге находятся в неудовлетворительном состоянии
  • Свыше 300 нарушений насчитали прокуроры в ходе последней проверки дорог столицы Урала
  • 170 исков с требованием отремонтировать дороги в соответствии с ГОСТами направлено в суды
  • 43 источника используются для централизованного водоснабжения Екатеринбурга
  • Более 30% уральцев вынуждены по тем или иным причинам пить плохую воду

Как дожить до новоселья?

Проблема расселения людей из ветхого и аварийного жилья в Свердловской области уже давно набила оскомину. Жить в бараках, где порой нет ни отопления, ни освещения, да ещё и крыша ходуном ходит, людям откровенно страшно, а переселение в новые дома идёт с таким скрипом, что многие уральцы просто рискуют не дожить до новоселья.

В области нередки случаи, когда дома-развалины рушились буквально на глазах у изу­м­­лённых жителей. Так, в посёлке Малышева в бараке, признанном аварийным ещё несколько лет назад, на одного из жителей упал потолок и мужчина оказался под завалами. А в соседнем с Екатеринбургом Белоярском районе в селе Черноусово сразу нескольких жителей переселили в дом, не соответствующий строительным и техническим нормам. По данному случаю даже было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Подобная ситуация случилась и в Карпинске. Дождавшихся счастья горожан переселили в новые дома, однако там не работала ни канализация, ни вентиляция. Кроме того не было отопления, а крыша дома протекла после первого дождя.

Как показывает практика, жители Свердловской области крайне недовольны программой капремонта, которая, что уж говорить, в прошлом году в регионе откровенно провалилась. Таких оказалось больше 70%. Самые частые жалобы свердловчан – затягивание сроков, груды строительного мусора по окончании работ и низкое качество ремонта. Ещё одна острая проблема при проведении работ – нечистоплотность подрядных организаций. Смех сквозь слёзы вызвала история в Алапаевске, где горе-рабочие оставили на три недели дом без крыши, натянув в качестве кровли плёнку. С учётом того, что на дворе стояла поздняя осень, в квартирах у жителей было, мягко говоря, свежо.

На сегодняшний день в Свердловской области порядка 5,5 тысячи домов имеют износ 66-70%. Но записывать их в аварийное жильё (опасное для проживания) власти не спешат. Объяснить бездействие чиновников можно тем, что латать и перелатывать ветхие дома можно годами, причём на деньги жителей. А вот расселение из аварийных зданий осуществляется уже за счёт бюджетных средств.

Впрочем, свет в конце тоннеля вроде бы как забрезжил. На днях в правительстве региона сократили перечень подлежащих капремонту ветхих домов. Сразу 210 зданий были исключены из программы. Как отметил министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов, эти дома автоматически будут переданы в программу переселения граждан из аварийного жилья. Со своей стороны областной премьер-министр Денис Паслер добавил, что «жители не должны оплачивать ремонт аварийных домов, которые должны расселяться».

На задворках

Алексей Бухаровский, фермер:

– Нынешней весной наш посёлок Шувакиш затопило. Жители понесли существенные убытки. Кого-то это волнует? Нет! Приезжали представители прокуратуры, которым чиновник администрации Железнодорожного района как мантру повторял: «Дренажная система чистится регулярно». Врал и не краснел. Мы вообще находимся на задворках мироздания под названием Екатеринбург. Казалось бы, Шувакиш – часть мегаполиса. Но: электричество постоянно отключается, дорог нет, транспортного сообщения нет (электрички теперь ходят только утром и вечером), не то что больницы – даже фельдшерского пункта нет! Я с ужасом думаю, что будет, если случится, например, пожар. Водоёмы в посёлке засыпаны, гидрантов нет… Зато налоги с нас берут по полной программе. Вопрос: куда они уходят? В 2007 году с большим трудом удалось выбить мусорный бак, а потом выяснилось, что по бумагам он у нас до этого уже десять лет стоял. И деньги за вывоз мусора с людей бессовестно брали. Не думаю, что мы исключение, все отдалённые территории Екатеринбурга испытывают аналогичные проблемы. Ничего удивительного, по ним же не ездят правительственные кортежи.

Деньги на ветер

Дмитрий Ионин, депутат законодательного собрания Свердловской области:

– Самая главная проблема отдаленных территорий екатеринбурга – обилие ветхих и аварийных домов, которые таковыми не признаются. Масса примеров, когда процент износа таких домов искусственно занижается. Почему – понятно, по указу президента людей из таких домов же нужно расселять. Мало того, что это не делается, в ветхих и аварийных домах ещё и капитальные ремонты пытаются производить. За наш с вами счёт, между прочим. А это сумасшедшие деньги на ветер!

Вторая проблема – управляющим компаниям невыгодно содержать ветхие многоквартирники, и они массово «сбрасывают» этот жилой фонд. На Изоплите, например, люди попадают в такие ситуации. Коммерсантам не интересно управлять такими домами, средства в них вложить нужно огромные, а собрать эти деньги – нереально. Те же компании, которые вынуждены по «указке» сверху всё-таки тянуть обслуживание таких домов, делают это абы как. Кто у нас добросовестно что-то из под палки делает? Поэтому выход один: людей из ветхих и аварийных домов следует расселять.

Второй сорт

Галина Хорошавина, заместитель председателя Совета многоквартирных домов:

– Отношение к городским окраинам ужасное. Так ведь там народу мало, никто безобразия не видит. Думаете, главы районов до них доезжают? Это как у плохой хозяйки, которая, делая уборку, мусор в углы заметает – мол, там всё равно никто не увидит. Депутатам тоже до этих районов дела нет. Они у нас только обещать горазды. Вон как сейчас забегали, будто кто им клизму вставил. Только толку не будет, опять только бла-бла-бла. Менталитет у наших властей такой, всё никак не могут отделаться от образа «потёмкинских деревень».Непонятно, почему люди, живущие на окраинах, вроде как второго сорта – именно так к ним относятся. С другой стороны, и у людей пропало чувство хозяина. Всё думаем, за нас кто-то что-то сделает. Не сделает! Поэтому надо проявлять инициативу, не отмалчиваться, а добиваться того, что нам положено по праву. Если по-настоящему захотеть, всего можно добиться.

Смотрите также: