Качество падает
Правда, за разные виды услуг плата увеличится неодинаково. Например, если за холодную воду она вырастет в среднем на 4%, то за тепло (в том числе – нагрев воды) – почти на 6%. Важно помнить, что общий рост тарифов в регионе, согласно указу губернатора, не должен превысить 8,9%.
Между тем удручает не только рост платы за коммуналку, который преследует нас из года в год, а в первую очередь – её качество. Дело в том, что, несмотря на постоянное удорожание, уровень услуг на Среднем Урале не растёт, а падает.
Проблемы старые
Точно такой же вывод можно сделать и по резкому увеличению количества жалоб в прокуратуру, в Госжилинспекцию, в суд. Так, только за I квартал этого года в региональный Роспотребнадзор поступило 2,6 тысячи обращений. Почти треть из них – на отвратительное качество услуг ЖКХ.
А проблемы в коммунальном хозяйстве Среднего Урала одни и те же. Это непомерные тарифы, непрофессионализм управляющих компаний, коррупция, насквозь прогнившие сети, ветхий жилфонд, огромные долги. И очень часто виной тому – бесконтрольность, связанная с безалаберностью властей всех уровней.
Больная тема
В июне в Челябинске под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева прошёл Всероссийский форум «ЖКХ – новое качество». Его участницей, среди прочих, стала представительница Свердловской области, председатель совета дома Галина Хорошавина. Именно её выступление вызвало особый интерес федеральных чиновников, в том числе замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса.
– Коммунальные беды – это самая больная тема, потому что касается каждого уральца – неважно, в каком доме он живёт, – говорит Галина Ивановна. – К сожалению, сегодня работа управляющих компаний абсолютно непрозрачна. В отчётах коммунальщиков не могут разобраться даже профессионалы от ЖКХ. Что уж говорить о «простых смертных». Но люди должны знать, за что они платят! Необходимо разработать стандарты договора жильцов с УК, он должен быть един и написан доступным языком, чтобы даже необразованные люди могли его понять.
Сегодня компании составляют договоры учитывая исключительно свои собственные интересы, права собственников – на последнем месте. У коммунальщиков в штате – целая армия юристов, а кто защитит жильцов? Кто из нас читал Жилищный кодекс? А кто его понял? Людям нужен адаптированный вариант, без юридической казуистики, чтобы его мог понять любой! Самое главное – в нас исчезло чувство хозяина! Многие уральцы до сих пор не понимают, что им принадлежит не только квартира, но и крыша, и подъезд, и двор. А на власть в этих вопросах надежды нет…
Ситуация тяжёлая
Так, в Свердловской области в этом году возбуждено дело о хищении 30 миллионов рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Ещё пять производств касаются гендиректора компании «Газовые сети», который похитил, пользуясь служебным положением, 50 миллионов из бюджетов всех уровней. Грубейшее нарушение закона связано и с главой Ачита, родственница которого является одним из учредителей местной управляющей компании. Игорь Холманских отметил, что в первую очередь все эти беды связаны с неэффективным управлением, отсутствием контроля со стороны местных властей.
Вода под арестом: выхода нет?
«Горячая засуха» летом на Среднем Урале, увы, уже давно стала делом обыденным. Из года в год половина жителей нашей области месяцами сидят без горячей воды. Отключение горячего водоснабжения – норма для таких городов, как Кировград, Ачит, Сысерть, Красноуральск, Полевской, Нижний Тагил, а также многочисленных свердловских деревень и посёлков.- Горячую воду в Кировграде отключают с концом отопительного сезона и включают с его началом, – рассказывает «АиФ-Урал» пенсионерка Алла Ивановна Козлова. – Обратились в суд – суд постановил: подавать бесперебойно горячую и холодную воду. Приставы походили-походили и руками развели. «Что делать, – говорят, – весь город в таком состоянии!». Другая проблема – ужасное качество как горячей, так и холодной воды. Пить воду из-под крана нельзя категорически, и нам приходится её покупать: за 19-литровую бутыль – 180 рублей. Разве это выход?
Впрочем, страдают не только жители свердловской глубинки. Жители целого района в Екатеринбурге сидят лето без горячей воды. «Моя жена всю жизнь проработала в общепите и не помнит, чтобы повара грели воду для мытья посуды в бачках, – жалуется житель посёлка Компрессорный пенсионер Александр Аркадьевич Сюткин. – Наша котельная поступает очень «хитро». В июне все сотрудники уходят в отпуска, в июле возвращаются и до августа, а то и дольше, ремонтируют».
Как рассказали «АиФ-Урал» в прокуратуре Свердловской области, по всем фактам отключения горячего водоснабжения проводятся обязательные проверки. «Можно оставить заявку у нас на сайте, а также прийти на личный приём, – отметила пресс-секретарь областного надзорного ведомства Лидия Смирнова.
Власти на местах любят ссылаться на огромные задолженности людей. Но ведь не платят, как правило, одни и те же люди, а под отключение попадают тысячи тех, кто из года в год исправно оплачивает коммуналку. Чиновникам, энергетикам и коммунальщикам сесть бы за стол переговоров, составить план погашения задолженности и дать людям горячую воду, однако никаких шагов по улаживанию этого конфликта власти не предпринимают.
Власти закрывают глаза
Дмитрий Ионин, депутат Законодательного собрания Свердловской области:
– Скажу, что тарифы на услуги ЖКХ будут продолжать расти. Остановить повышение на уровне Свердловской области нереально. Да, мы можем ограничить рост тарифов по той же тепловой энергии, но этот шаг не даст должного эффекта.
Весь рост идёт от естественных монополий. В начале этой длинной цепочки стоят газовики и энергетики. А у них рост ставок не ограничен. Крупные монополии задирают цены, лоббируют свои интересы, и власти закрывают на это глаза. Эту проблему нам никогда не решить собственными силами, нужна помощь первых лиц государства.
Сегодня идёт массовая установка приборов учёта потребляемой энергии. Это верный ход, помогающий контролировать управляющие компании. Правда, почему-то во всём мире их устанавливают за счёт «ресурсников», а у нас за счёт людей.
Кроме того, в сфере ЖКХ сегодня наблюдается изношенность инфраструктуры. Наши дырявые трубы приводят к потере огромного количества ресурсов. В эту сферу необходимо впускать частников. Они готовы, к примеру, модернизировать те же котельные и переводить их с угля на газ, который на порядок дешевле.
Людям небезразлично
Алексей Россолов, начальник управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области:
– Количество прошлогодних заявок на конкурс «Худший подъезд» говорит о том, что общественности Екатеринбурга небезразлично то, что творится у нас в сфере ЖКХ. Для нас этот конкурс является серьёзной профилактической работой. Мы недавно опубликовали отчёты по недобросовестным управляющим компаниям, которые не исполняют предписаний Госжилинспекции. Так ещё месяца не прошло, а около 45% этих компаний исправились и сделали всё, что требовалось. Чем чаще мы будем выносить их работу на суд общественности, тем больше будет положительных результатов. УК, на которые жильцы напишут жалобы, придётся иметь дело с сотрудниками ГЖИ, вплоть до возбуждения административных дел и штрафов.
Плата непосильна
Уральский писатель Александр Кердан:
– Сегодня государство побуждает нас всех жить по средствам. Я прекрасно помню, как в советские времена вода, не переставая, лилась из-под крана в квартирах, телевизоры работали день и ночь, а свет на лестничных пролётах не выключался. Сегодня уже ясно, что земле все труднее выдержать человечество с его растущими запросами. Энергоресурсы не вечны, и необходимо задуматься об экономии.
Раз уж мы встали на капиталистические рельсы, выбрали этот вектор жизни, то должны понимать: государство не может все расходы за услуги ЖКХ взять на себя. В Европе сразу предупреждают, что та же льющаяся вода из-под крана стоит больших денег. Там внимательно следят за её использованием.
С другой стороны, люди должны платить только за то, что они потратили. У нас же в стране зачастую одни вынуждены выкладывать суммы за других, потому что нет строгого учёта. Кроме того, государство должно подумать о пожилых людях, которым, в отличие от работающего населения, оплата услуг ЖКХ зачастую непосильна. Необходима чёткая и прозрачная система, проработка деталей.
Если уж государство поднимает тарифы, то и качество оказания услуг должно быть соответствующим. У нас же в стране это условие не соблюдается. Пока государство не будет считаться с интересами граждан, мира в сфере ЖКХ не видать.
До людей дела нет
Юрий Потапенко, директор Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию:
– В советское время коммунальные проблемы решались проще. Звонок – и приходил сантехник. Пусть пьяненький, но дело делал.
Сейчас государство отдало сферу ЖКХ на откуп управляющим компаниям, и всё полетело в тартарары. Механизм не работает! Почему? «Винтики» ржавые. По себе знаю.
В минувшем году мы 13(!)дней пытались решить проблему – из подвала зимой хлестала вода, залило всю улицу вокруг нашего реабилитационного центра. Ребята телефоны обрывали, но...То сантехника нет, то сварщика нет. Однако, стоило главе города позвонить, все моментально нашлись и аварию устранили в течение часа.
Но у меня есть рычаги, связи, а что делать рядовым жителям? Бабушкам, дедушкам? Они пытаются стучаться во все двери, а их беззастенчиво «пинают». К людям и к своему делу у коммунальщиков отношение безобразное. Нашим чиновникам до людей дела нет, они сидят на мягком месте ровно и свои деньги получают.
Ситуацию можно изменить только одним способом. Нужна жёсткая рука и законы, по которым за неоказание услуг наказывали бы безответственных лиц рублём. Пока дармоедов не начнешь «требушить», народ так и будет добиваться замены труб или кранов в квартире, ремонтов собственных подъездов, уборки во дворах через глав города, губернатора или президента. Согласитесь, абсурд!