И в очередной раз убедились, что красота страшная сила.
Убойные ароматы
Неоспоримый бренд времён СССР – духи «Красная Москва» во флакончике с крышкой-луковкой. Слыша это название, даже иностранцы оживляются и сопят, имитируя вдыхание аромата. Специфического, прямо скажем. Но далеко не все, в том числе и дамы почтенного возраста, некогда обладавшие этими духами, знают, что они имеют французские корни. Аромат этот был создан парфюмером Мишелем Августом – соратником владельца торговой марки «Брокар и Ко», обрусевшего француза Анри Брокара – к 300-летию дома Романовых. Автор духов назвал их конъюнктурно – «Любимый букет императрицы». После революции новая власть предусмотрительно сохранила крупнейшую фирму по производству парфюмерии, косметики и средств гигиены, обозвав её (иначе и не скажешь) «Государственный мыловаренный завод №5», и лишь в 1922 году ему было присвоено более поэтическое (или политическое?) название – «Новая заря». «Царские» же духи начали выпускаться под именем «Красная Москва», и «Любимый букет императрицы» стал любимым у советских женщин.
В Музее советского быта «Сделано в СССР» флакончики духов того времени пользуются неизменной популярностью, их здесь разрешено открывать и нюхать. Удивительно, но даже пустые пузырьки сохранили ароматы тех лет, не говоря уже о тех, что дошли до наших дней с содержимым. «Ароматы советских времён вызывают бурю эмоций и волну воспоминаний, – говорит директор музея Ирина Светоносова. – Наши гости уверяют, что ароматы запускают механизм ярких воспоминаний о людях, событиях».
Если дамские ароматы советских времён – «Персидская сирень», «Свердловск», «Дзинтарс», «Елена», та же «Красная Москва» – пусть спорные, но относительно лёгкие, то мужские обладают убойной силой. Многие в музее, открыв флаконы с одеколоном, в первом порыве стремятся отпрянуть. Самые известные из мужских запахов – это, конечно, «Шипр» и «Тройной». Последний, к слову, был разработан самим Анри Брокаром, который добавил в знаменитую Кёльнскую воду три компонента (отсюда и название): эфирное масло лимона, бергамот и нероли (эфирное масло из цветов померанца). Брокар явно не предполагал, что когда-нибудь его произведение будет употребляться не только по назначению.
Легко «забронзоветь»
Недавнее приобретение музея «Сделано в СССР» – подарочные наборы «Черный ларец» и «Голубой ларец»: в торжественных коробках на атласной подстилке покоятся туалетная вода, духи, крем и пудра. Эти наборы передала в дар музею женщина, которая разбирала квартиру сестры после её кончины. «Многие наши экспонаты попали в музей именно таким путём, – рассказывает Ирина Светоносова. – После ухода из жизни пожилых родственников люди готовят квартиры к ремонту или продаже и находят такие вот сокровища. Причём они доходят до наших дней в идеальном состоянии, ведь в советское время такими подарками дорожили, духи были роскошным подношением. Я не знаю, что нужно сегодня подарить женщине, чтобы она испытала тот же восторг, какой испытывали дамы советской эпохи, когда им дарили духи».
Если ароматы в то время береглись для «особых случаев», то непонятно, каким образом до наших дней дожили неиспользованные средства по уходу за собой любимой. Скорее всего, они просто завалялись в ящичках со всякой всячиной (такие ящички есть почти в каждом доме, не так ли?). Вот, например, дезодорант «ДЕО», опять же с чудовищным ароматом, крем 1981 года, гарантирующий «быстрый бронзовый загар» (произведённый, внимание, «Симферопольским заводом бытовой химии») или маска для лица 1978 года (стоимостью 35 копеек). «Сегодня, как мы узнали на мастер-классе, который проходил в музее в рамках экскурсии, актуальны мультимаски – для каждого участка кожи свой компонент, – рассказывает Ирина. – А у советских женщин мультимаска – это огурец на лоб, помидоры на щёки, клубника на подбородок. И луковый отвар для волос. И готовые маски, судя по всему, также были натуральными. Если присмотреться, можно увидеть, что срок годности этих экспонатов всего шесть месяцев».
На почётном месте в музее «Сделано в СССР» выставлена и знаменитая тушь-«плевалка». Чтобы нанести её на ресницы, нужно было хорошенько поплевать в коробочку, после чего поелозить по туши пластмассовой щёточкой. При смывании эта тушь немилосердно ела глаза, что не удивительно, ведь, по словам Ирины Светоносовой, в её состав входили мыло и сажа.
Одно неловкое движение и…
Пользователям современной косметики непонятно, как советские женщины умудрялись наводить красоту тем, что имели в арсенале. Рассыпчатая пудра (компактная была страшным дефицитом) больше напоминала тальк, а губная помада имела весьма ограниченную цветовую гамму, в которой лидировали ярко-красный, вишнёвый, коричневый и ядовито-морковный. Помады «выдаивались» до последней капли с помощью спички, а тени, которые нещадно осыпались или комковались в складках век, выцарапывались из каждого уголка подложки иголкой.
Приспособления для укладки – отдельная песня. В музее представлена целая коллекция фенов, особой популярностью среди которых пользуется фен «Весна» – «шапочка» с дыркой (через неё выходит воздух), с отведённой пластичной трубкой, напоминающей пылесосную. Этот фен вполне рабочий, и его «примерка» – любимый аттракцион гостей музея. Ощущения от пользования, скажем так, своеобразные – работает он со звуком, позаимствованным у пылесоса «Урал». Но в своё время этот фен, имеющий четыре температурных режима, исправно выполнял свою функцию – подсушивал волосы, накрученные на бигуди (их в коллекции музея великое множество). При этом он давал женщине возможность отдохнуть, почитать книжку в ожидании желаемого эффекта.
При этом щипцы для завивки порой преподносили красавицам сюрприз. Стоило перегреть их над огнём или передержать на волосах, и сожжённые локоны безжизненно падали на пол. Словом, одно неловкое движение – и вы обладательница короткой стрижки.
А вот по поводу назначения набора для аппаратного маникюра «Прекрасный яхонт» в музее до сих пор спорят. Судя по грубости пилок, он всё же был предназначен для педикюра. Увы, выяснить истину сложно – инструкция не сохранилась. Это чудо техники Ирина увидела на сайте, где вещи отдают даром в добрые руки, и, разумеется, не могла не воспользоваться случаем пополнить коллекцию.
Одеть лицо
Ольга Махнёва, бьюти-эксперт:
– Безусловно, каждая женщина хороша в своей индивидуальности, но именно поэтому нужно использовать декоративную косметику хотя бы в минимальном количестве, предусмотренном макияжем в стиле нюд, чтобы подчеркнуть свою прелесть. Лицо должно быть одето. И потом, хотите верьте, хотите нет, но косметика защищает нас не только от воздействия окружающей среды, но и от негативной энергетики. Женщины испокон века пользовались косметикой, достаточно вспомнить царицу Клеопатру. В каждую эпоху разработки в области косметики и парфюмерии отвечали запросам современниц и, конечно, технологическим возможностям индустрии красоты. Меня приятно удивило, что на выставке в музее «Сделано в СССР» представлены экспонаты, которые актуальны и сегодня. Например, многие ароматы дошли до наших дней. Понятно, что советские женщины были ограничены в ассортименте, но тем интереснее перебирать эти баночки, флакончики, тюбики.
Смотрите также:
- Исподнее made in СССР. Эволюция нижнего белья среди советских женщин →
- Сделано в СССР. Чем поражает Музей советского быта в Екатеринбурге →
- Способен ли уральский музей противостоять сети Интернет →