Ужас, кошка помирает! Как не дать фейковым ветслужбам угробить питомца

Ежегодные профосмотры животных существенно сократят количество проблем. © / krot.info / «АиФ-Урал»

Если с животным что-то произошло или оно недомогает, главное – не паниковать. Об этом и многом другом мы говорим с ветеринарным врачом Дарьей Карх.
     
   

Вызов «бесплатный»

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Дарья, признаться, для меня было откровением, что в ветеринарии всё не так гладко, как кажется.

Дарья Карх: В любой сфере, которая активно развивается, есть люди, которые хотят больше заработать и меньше вкладываться. Ветеринария не исключение. Кроме того, если ветеринарные клиники довольно хорошо контролируются с точки зрения законодательства, то выездные ветеринарные службы практически никак не контролируются. Для того чтобы работать на вызовах, почти ничего не нужно, нет никаких проверок, никто у тебя не спросит никаких «бумажек» – лицензий, сертификатов.

При этом с вызывными службами в Екатеринбурге кошмар, их категорически не хватает. Есть всего несколько врачей, которые работают на себя. Раньше была вызывная служба в одной из ветеринарных клиник – она работала круглосуточно, как скорая помощь, много лет, но она, увы, распалась. Так что организованной вызывной службы нет, а потребность в ней есть. Поэтому люди начинают искать и… находят фейковые службы, которые имеют красивый сайт, пестрящий заманчивыми предложениями. А по факту непонятно, кто там работает.

– Чем чревато обращение в такие «непонятные» службы?

– Начнём с того, что люди, обращаясь туда, не имеют возможности понять, сколько им придётся заплатить за услугу. Они видят цены, которые в десятки раз ниже рыночных, радуются и, теряя бдительность, не изучают внимательно прейскурант. К примеру, принято, что в прейскурант врача по вызову входит сам вызов, осмотр, консультация и назначение. Это логично. А здесь всё разделено, вплоть до того, что разделены манипуляции, входящие в стандартный осмотр: измерение температуры, пальпация живота, прослушивание сердца. И за каждое из этих действий назначаются, на мой взгляд, совершенно дикие деньги. При этом на сайте может быть обозначено: «вызов бесплатный».

Администраторы таких служб не разговаривают с людьми, не выясняют симптомы, чтобы понять, какая помощь понадобится животному, и не могут сориентировать клиента, как делают администраторы честных клиник. И предъявить претензии потом практически невозможно, потому что адрес на сайте указан липовый, а с врачом администратор не соединит ни за что на свете. Между тем добросовестные врачи всегда устанавливают с хозяином пациента обратную связь.    
   

И, самое главное, было немало случаев, когда «врачи» таких служб животным вредили. То есть приезжает такой «специалист» и оказывает такую «помощь», что лучше бы он вообще ничего не делал. Реально приходится потом животное с того света вытаскивать! При этом никаких рецептов, бланков с назначениями они не оставляют, в лучшем случае какую-то бумажку с нечитаемой печатью, а то и вовсе обходятся без неё.

Приезжает «специалист» и оказывает такую «помощь», что лучше бы вообще ничего не делал. Приходится потом животное с того света вытаскивать!
Мы с коллегами таким положением вещей крайне возмущены, но, увы, поделать с этим ничего не можем. Одна из моих коллег звонила в Роспотребнадзор, но за этим, к сожалению, ничего не последовало.

Рентген, и никаких гвоздей!

– А клиенты не предпринимали попыток призвать их к ответу?

– Не знаю таких примеров. Думаю, если тебя развели на деньги, не хочется в этом признаваться. К тому же, если животное выздоровело, хозяева порадовались и забыли, а если погибло, тем более не хочется об этом общении вспоминать.

– Понятно, что в такие фейковые выездные службы люди обращаются из-за дефицита выездных служб как таковых. Почему он существует?

– Сложно сказать. В работе на вызове есть своя специфика. Скажем, в клинике имеется определённое техническое оснащение, у врача есть ассистенты. А на вызове ты один-одинёшенек, и все твои инструменты – это, по сути, руки. При этом качество ветеринарного образования сегодня, мягко говоря, оставляет желать лучшего, так что в клинику студенты приходят учиться. И, придя, закрепляются, остаются.

Кроме того, врачам на вызове приходится работать, что называется, 24/7: сам консультируешь, сам берёшь анализы, сам отвозишь их в лабораторию, сам комментируешь результаты. Сил такая работа отнимает очень много, поэтому никто за неё не берётся.

– Существует ли проблема гипердиагностики в ветеринарных клиниках?

– Да. Те клиники, которые имеют хорошее оборудование, должны его каким-то образом «отрабатывать». Ходили слухи, что в некоторых клиниках у врача есть план по рентгенологическому обследованию на день, и, нужно это или не нужно, рентген назначается. Честно скажу, не знаю, насколько это соответствует действительности, но я вижу, что часто какие-то обследования назначаются необоснованно. С другой стороны, может быть, врачу проще перестраховаться, чем что-то пропустить. Уверена, многое зависит от этики врача. Есть специалисты, которые спрашивают хозяина животного, на какую сумму он рассчитывает. А есть те, кто этим вообще не интересуется, предъявляя сумму к оплате по факту.

Курс на профосмотры

– Что бы вы посоветовали людям? Как не стать жертвой недобросовестных специалистов?

– Прежде всего, не паниковать. Если не понимаешь, что происходит, если кажется, что ужас-ужас, кошка вот-вот помрёт, надо выдохнуть и потратить 15 минут на обзвон друзей. Наверняка у кого-то найдутся контакты надёжного доктора. Можно, конечно, и в клинику поехать, но обычно сарафанное радио тоже работает неплохо. В конце концов, в клиниках тоже разные врачи бывают. Не стоит обращаться к интернету в поисках ответа на вопрос: что происходит с моим питомцем? Там по любому поводу совет: «Бегом в клинику, не откладывая!»

Спокойствие необходимо ещё и для того, чтобы внимательно изучить прайсы ветеринарных служб и правила их работы. Зачастую люди, паникуя, не обращают на это внимания, а потом им такие суммы «выкатывают»!

Ну а вообще, владельцам домашних животных стоит иметь телефоны людей, которым можно позвонить и просто посоветоваться (в идеале хорошо бы иметь «своего» врача). Кстати, есть клиники, которые консультируют бесплатно. Или за символическую плату. Это в любом случае лучше, чем катать животное по городу полтора часа, потом сидеть три часа в очереди и в конце концов выяснить, что в этом не было необходимости.

– И часто такое бывает?

– По моему опыту, примерно в половине случаев не нужно ничего предпринимать, просто подождать и «само пройдёт». А в половине, да, помощь, действительно, нужна, но далеко не всегда экстренная.

Как ни странно, срочные вызовы делают люди, у питомцев которых проблема имеется уже давно. К примеру, «моя кошка две недели не ест». Зачем было так затягивать с обращением к врачу?

– В «человеческой» скорой помощи диспетчеры по симптомам определяют, экстренный это вызов или неотложный. Какие симп­томы у животных свидетельствуют о том, что нужно срочно обращаться к врачу?

– В ветеринарии специфическая ситуация. У нас, помимо симптомов, имеют значение порода животного, возраст и обстановка, в которой оно находится. К примеру, если какая-нибудь собака с коротким носом на жаре тяжело дышит, лучше срочно показаться врачу. А вот если овчарка, пробежав десять километров, начинает тяжело дышать, это обычное дело. Другой пример. Если спаниель рожает четыре часа – торопиться некуда, а если кошка по котёнку в сутки рожает – нужна помощь. Таких нюансов множество. И, по большому счёту, хозяева должны знать об особенностях (в том числе физиологических) породы своего питомца. А идеальный вариант, который существенно сокращает количество «непонятных» ситуаций и проблем, – это регулярные ежегодные профилактические осмотры животного. Это очень правильная практика, которая, к сожалению, пока у нас не очень распространена.