Жизнь за рулем. Как неженские профессии все чаще становятся универсальными

Ирина Андрианова / «АиФ-Урал»

«Сижу, вижу — мужик в зеркальце бреется, у меня аж помада упала»: женщины честно рассказали, как они справляются с профессией водителя большого пассажирского транспорта.

   
   

Мы нечасто можем встретить женщину за рулем городского автобуса, ведь только в 2014 году эта профессия стала доступной для женщин на законодательном уровне. И в такси женщин меньше, чем мужчин. С чем это связано? Возможно, это просто гендерный стереотип, что женщине не место за рулем? Однако многие девушки доказывают на своем примере, что могут справиться с тяжелым «мужским» трудом. Они с улыбкой рассказывают о своей работе, несмотря на все трудности профессии.

— В 2014 году, как только допустили женщин до автобуса, было много разговоров вроде «обезьяна с гранатой, только по проводам ездить и умеют». Тогда женщин брали в водители автобусов на свой страх и риск, ведь никто не знал, будут ли они водит на одном уровне с мужчинами. В тот год к нам пришло несколько женщин, и мы были обязаны их допустить до работы, ведь теперь закон был на их стороне. Это был своего рода эксперимент. Сейчас у нас 12 девушек из 180 сотрудников, отношения в коллективе улучшились, так как все поняли, что женщина тоже может справиться с большим транспортом, — описывает ситуацию Александр Чулочников, начальник автоколонны второго автобусного депо.

Призвание, подработка, хобби

«Как только ходить начала, папа стал брать меня с собой в поездки, тогда я и полюбила большие грузовые машины, представляла себя за рулем. Да, я, конечно, пыталась получить образование, но всё-таки  выбрала свою детскую мечту — быть водителем автобуса», — рассказывает Александра Владимировна, водитель с девятилетним стажем. Она пять лет проработала за рулем троллейбуса, а после изменений в законодательстве смогла осуществить свою детскую мечту и пересела на автобус.

Вера мечтала управлять большой машиной с подросткового возраста. Фото: «АиФ-Урал»/ Ирина Андрианова

Ее знакомая Вера Фёдоровна работает в том же депо и признаётся, что выбрала свою профессию ещё в подростковом возрасте: «Мне было 17 лет. Я приехала из маленькой деревни в город на заработки. Я вышла на автовокзале, начала переходить перекрёсток, и в этот момент у троллейбуса отпали рога. Первое, что мне бросилось в глаза, миниатюрная девушка, которая вышла решать ситуацию и ставить штанги. Такая красивая девушка рядом с таким большим механизмом! Я поняла, что хочу быть на ее месте, хочу водить! С тех пор как мне исполнился 21 год, я ни одного дня своей жизни не провела на другой работе. И эта мысль делает меня счастливой».

Но бывают ситуации, когда девушки садятся за руль не из-за мечты стать водителем, а потому что нуждаются в деньгах. Они начинают таксовать, пока занимаются поиском другой работы. Юлия Сергеевна проработала в такси три года, прежде чем стала директором фирмы.

Она рассказывает: «Я работала администратором в сотовой компании, но уволилась. Мне нужно было где-то подрабатывать, пока я искала другую работу. Отец нашёл объявление о приеме девушек водителем в детское такси. Я устроилась туда, а уже через три месяца начала совмещать это с работой в обычном такси. Знаете, в такси люди идут работать не от хорошей жизни, а от нужды, ведь это опасная работа. Коллеги мне рассказывали много разных историй: клиенты могут разбить зеркало, избить водителя, украсть деньги, сбежать без оплаты… Поэтому водитель и не женская профессия – не все девушки могут за себя постоять. У меня таких случаев в практике не было, мне повезло».

   
   
Елена вела уроки математики, а потом ушла в детское такси — возить детей в школу. Фото: «АиФ-Урал»/ Ирина Андрианова

Иногда сесть за руль хочется, чтобы отвлечься от переживаний или не чувствовать себя одиноким. Елена Руслановна в 2013 году тоже пошла работать в детское такси. И уже семь лет возит детей от дома до школы и обратно.

— Я по образованию преподаватель, вела уроки информатики и математики в Суворовском училище. Когда дочь поступила в магистратуру в Венгрию, я загрустила. И моя дочь сподвигла меня на работу в такси, она сказала: «Соберись! Ты же очень любишь детей, иди работать в детское такси для психологической разгрузки». Теперь я тут периодически подрабатываю, – рассказывает Елена.

Такие разные люди

Когда почти вся жизнь проходит за рулем, девушкам приходится идти на разные хитрости, чтобы оставаться привлекательными и в хорошем настроении. Водители, например, не надевают за рулем каблуков, но у них есть сменная одежда, чтобы выходить после рабочего дня красивой. А самое первое, что нужно научиться делать, – красить губы за рулем!

— У меня приятельница любит анекдот: «Сижу за рулем, вижу – мужик в автомобильное зеркальце смотрит и бреется, у меня аж помада упала». Вот это про нас про всех, я поправляю мейк за рулем, а как иначе оставаться самой привлекательной на дороге? – смеётся Елена.

Конечно же, на красном сигнале светофора губы не накрасишь, но можно найти занятие и поинтересней. Вера, например, рассматривает людей и пытается угадать их настроение: «Все мысли же на лице написаны! Утром все едут сонные, вечером уставшие. В пятницу веселые, счастливые в предвкушении выходных».

pixabay.com

Много позитива при работе в такси с детьми. Юлия с улыбкой рассказывает о ситуации, когда ее восьмилетний пассажир сказал своим родителям: «Можно, когда я вырасту, женюсь на Юле?» А одна девочка очень расстроилась, когда Юля перестала ее возить, так как новый водитель, по ее мнению, был слишком медленным на дороге.

Но иногда случаются и не столь позитивные истории. Юлия рассказывает: «В тот день я решила взять ночную смену в обычном такси, мне поступил заказ, двое мужчин сели в такси и начали задавать вопросы: “Почему работаешь тут? Много ли денег получаешь?” Когда мы приехали по адресу, я увидела сауну, и мужчины начали приставать с предложением пойти с ними “отдыхать”. Ну, я спокойно им объяснила, что денег мне хватает и с ними я никуда не пойду. Мужчины отстали и просто пожелали мне удачи. Но ведь бывает, все заканчивается не так хорошо».

Клиентами нередко могут оказаться и наркоманы. Не с первого взгляда понятно, что пассажир что-то употреблял, но если он уже сел в машину, приходится выполнять заказ.

— Однажды я целый день возила наркоманов. Они на заднем сиденье делали экспресс-тест, чтобы понять, сможет ли он выявить наркотики в крови. Мы ездили по разным адресам, даже в парикмахерскую заехали, представляете? Они все время задавали один и тот же вопрос: «А вы нас не бросите?» Я не могла отказаться от них – они были прямо как дети малые. А в конце рассчитались и даже шоколадку мне купили. Я-то думала, что они вообще со мной не расплатятся, – рассказывает Елена.

«Неженское дело»

Большинству женщин-водителей помогают коллеги-мужчины – они меняют колёса, заряжают аккумулятор и могут позвать на чашечку чая.

Водители ежедневно сталкиваются со множеством трудностей. Фото: АиФ Брянск/ Павел Стрельцов

— Было и такое, что останавливались, увидев меня с заглохшей машиной, и помогли зарядить аккумулятор, ребята ничего не взяли и потом пригласили в кафе, – делится своими историями Елена.

Однако не всегда к женщинам на дорогах относятся хорошо. К сожалению, часто девушки, работающие водителями автобусов, слышат фразу: «Женщине не место за рулем!»

— Вообще город делится на две части: кто-то в восторге от девушки за рулем большого автобуса, а кто-то этого не приемлет. Бывает, водители-мужчины из проезжающих машин кричат гадости, у них есть один стереотип в голове, они считают, что женщине стоит мыть посуду и готовить ужин, а больше она ни на что не способна, – говорит Вера Фёдоровна.

Действительно, водители ежедневно сталкиваются со множеством трудностей: механизмы ломаются, водители легковых машин часто нарушают ПДД... Но несмотря на всё, девушки находят радость в своей профессии, доказывая на своём примере, что могут работать наравне с мужчинами и при этом оставаться собой: красить губы за рулем, носить сменные каблуки и выглядеть красиво.

В 2014 году только три девушки пришли работать в автобусное предприятие, сейчас их уже двенадцать. И все они считают, что стоит чаще говорить о таких примерах, чтобы другие женщины знали, что они могут справиться с работой, которая когда-то считалась «мужской».

Текст: Ирина Андрианова