Ставили флаг и плакали. Уральские девушки с инвалидностью покорили Арарат

Анастасия Мадьярова, Олеся Шергина и Вероника Чудинович имеют врождённые нарушения опорно-двигательного аппарата. Не так давно им сделали операции. О том, чтобы поехать в горы, да ещё и взобраться на вершины, эти девушки могли только мечтать. Но тем не менее их мечта сбылась. Они смогли подняться выше пяти тысяч метров над уровнем моря. С ними в команде был москвич Павел Трофимов, у которого ампутированы обе руки. Подробности - в материале ural.aif.ru.

   
   

Не верилось, что возможно

Сама мысль покорить знаменитую гору пришла девушкам после того, как они стали подшефными благотворительного фонда, который сотрудничает с центром протезирования. Этот фонд возит своих подопечных в горы.

Минувшим летом группа ребят как раз отправилась на Эльбрус. Вместе с ними поехали Настя и Вероника – не карабкаться на вершину, а заниматься скалолазанием в лагере при Эльбрусе и взбираться на менее высокие горы. Там девушки загорелись желанием тоже однажды совершить восхождение. Чтобы проверить, смогут ли они это сделать, их подняли на смотровую площадку. Там должно было стать понятно, насколько они устойчивы к горной болезни.

Анастасия Мадьярова мечтает покорить все семь самых высоких точек мира. Фото: из социальной сети "ВКонтакте"/ из личного архива

На высоте человеку обычно не хватает кислорода, из-за гипоксии тошнит и болит голова. Обе девушки имеют довольно хрупкое телосложение. Сами они ещё юны: им не так давно исполнилось 18 лет. На смотровой площадке они держались стойко. Девушкам предложили поездку на Арарат.

«Я была новичком, когда поднималась вместе с Настей и Вероникой, — поясняет Олеся. – Восхождение стало моей первой физической нагрузкой после операции: мне удлиняли ногу с помощью аппарата Елизарова. До этого у меня одна нога была короче другой на несколько сантиментов». Девушка поправляет пальто, и становится видно: у неё нет больше половины ладони. А потом она говорит, что любит вязать, правда, крючком, так как спицами ей сложнее.

Перед тем, как отправиться на Арарат, девушки прошли физическую подготовку. Они делали дыхательные упражнения. Кроме того, их осматривали медики. Специалисты не знали, как облегчить им подъём на вершину: понадобятся ли специальные приспособления или будет достаточно протезов, которыми пациентки пользуются в повседневной жизни.

Однако на высоте протезы оказались не нужны. Они дают дополнительный вес. По словам Насти, в городе она не чувствует эту нагрузку. А вот когда нужно всё время держать палку в руке, чтобы опираться на неё, протез кисти кажется слишком тяжёлым – проще без него. 

   
   

Где рождаются молнии

«В душе я знала, что справлюсь с такой нагрузкой. Но всё-таки, по состоянию тела, не верилось, что смогу это сделать, — признаётся Олеся. — Спорт никак не присутствовал в моей жизни, более того, я ехала вскоре после операции. Я люблю горы и мечтаю выучиться на геолога. А сейчас учусь в колледже при Горном университете в Екатеринбурге, правда, пока что по специальности «экология». Раньше, бывало, жалела себя: не могу долго ходить, это тяжело, ой, как всё болит! А теперь, оглядываясь на свой маршрут, вижу, что всё смогу преодолеть. Остальное – только отговорки».

«Нас было трое девочек и Паша, у которого нет обеих рук. С нами шли три гида и психологи. Все эти люди стали нам как семья. Они заботились о нас. Гиды даже снимали с себя одежду и давали нам, чтобы было теплее. Никогда не думала, что абсолютно незнакомые люди могут так о тебе беспокоиться и ты можешь с ними душевно сблизиться», — удивляется Настя.

Общие трудности во время восхождения сблизили девушек. Теперь они планируют вместе пробежать марафон. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

На Арарате девушки провели три дня. Они поднимались в несколько этапов, как и положено настоящим альпинистам. Ночевали в палатках, а когда стали взбираться на главную вершину, погодные условия были совершенно не для подъёма.

Многие, кто шёл впереди них, приняли решение спуститься, так как испугались обморожения. Но девушек это не остановило, они пошли дальше. На вершине четыре с половиной тысячи метров Веронику настигла горная болезнь. Её транспортировали вниз, потому что дальше оказалось бы сложнее организовывать ей безопасный спуск.

«Мы видели, как образуются молнии. Это и красиво, и очень страшно! Перед ледником, то есть почти на самом верху, возник очень сильный туман. Видимость — всего полтора метра. Ещё до того, как дойти до ледника, мы шли по камням. Они, конечно, такие красивые в инее. Но идти страшно: можно упасть. А ещё там холодно и душно: не хватает кислорода. Но ты помнишь весь свой маршрут в деталях», — вспоминает Настя.

«Когда мы оказались на вершине, я ещё секунд десять не верила, что со мной это происходит. Зато потом — восторг и от красоты вокруг, и от гордости за себя. Мы водружали флаг и плакали. А когда спустились, стали делиться эмоциями», — Олеся словно переносится на вершину Арарата.

Девушки с благодарностью вспоминают Пашу Трофимова. Несмотря на то, что вся нагрузка ложилась только на мышцы ног, юноша предлагал свою помощь: нёс вещи на спине, интересовался состоянием спутниц. Чтобы отвлечь их в трудные моменты, даже рассказывал сказки и читал стихи.

После восхождения свердловчанки не планируют останавливаться и ждут, когда их снова пригласят покорять горы. Тем более что Настя мечтает покорить все семь вершин планеты. А пока готовится подняться на Уральские горы и очень хочет поехать в Крым.

Сейчас юные альпинистки готовятся к беговому марафону, который пройдёт в Москве. С помощью этого марафона будут собраны средства на протез девушке, которая мечтает начать ходить.