Усредненный портрет составили в компании «Росгосстрах» и банке «Открытие» на основе анализа портфеля договоров КАСКО, оформленных собственниками автомобилей различных китайских марок: Chery, Haval, Geely, Exeed, Omoda, Changan и др.
Статистика страховой компании показывает, что почти четверть (23,6%) полисов добровольного автострахования на китайские машины приобрели жители столичного региона. На втором месте (12,8%) идет Санкт-Петербург с Ленинградской областью. На третьей строчке (10,3%) — Нижегородская область, где филиал старейшего страховщика страны активно и плотно работает с автодилерами и недавно вместе с компанией Ixen Motors представил жителям региона еще не очень хорошо известную в нашей стране китайскую марку Forthing. В ТОП-5 по количеству застрахованных по КАСКО китайских машин вошли Республика Татарстан (5,5%) и Пермский край (4%). В десятку регионов-лидеров попали также Вологодская, Волгоградская и Ростовская области, Тюменская область с Ханты-Мансийским автономным округом и Самарская область.
Среди страхующих китайские автомобили большинство ожидаемо составляют владельцы-мужчины, но доля женщин, предпочитающих новинки автопрома из КНР, довольно значима — 36,5%.
Активнее всего покупают и страхуют машины китайских марок россияне в возрасте 35-40 лет, на них приходится 26% договоров КАСКО в портфеле страховщика. Самые возрастные страхователи оформили полисы в Санкт-Петербурге — двое 78-летних жителей Северной столицы приобрели в компании страховую защиту для своих китайских машин. Самый юный собственник авто из КНР — 18-летний молодой человек из Курганской области.
Как и следовало ожидать, при нынешнем уровне цен на авторынке львиная доля новых машин китайского производства куплена россиянами в кредит. Лишь 13,9% новоявленных автовладельцев обошлись без привлечения заемных средств.
По данным экспертов за первое полугодие 2023 года каждый второй автокредит на новый автомобиль был оформлен россиянами на китайскую машину.
При этом в финансовой емкости выдач китайские марки уже лидируют, опережая отечественные, что в принципе объясняется боле высокой стоимостью брендов из Поднебесной. Средний чек автокредита на покупку нового китайского автомобиля составил 2 млн рублей, средняя стоимость машины из КНР — 2,6 млн рублей.
«Экспансия китайских автопроизводителей на российский рынок идет по нарастающей. По данным таможенных органов КНР, объем поставок новых автомобилей в нашу страну уже достиг уровня в один млрд долларов в месяц, а эксперты блока автобизнеса подсчитали, что общее количество дилерских центров, представляющих в России продукцию автопрома из Поднебесной, приблизилось к 1,5 тысячам. Мы видим, как это отражается на росте спроса на страховую защиту — количество заявок на КАСКО для китайских машин кратно превышает прошлогодние показатели, —говорит начальник управления добровольного розничного автострахования ПАО СК «Росгосстрах» Елена Федорова. — При этом именно покупатели новых машин, и, в первую очередь, кредитных, остаются основной аудиторией для КАСКО с полным покрытием и, следовательно, обеспечивают значительную часть сборов страховой премии по моторным видам. Конкурируя за таких клиентов, страховщики стараются предложить автовладельцам максимально привлекательные тарифы и сделать страховую защиту на китайские машины, покупаемые в кредит, более доступной».