Примерное время чтения: 5 минут
94

«Люблю долгие истории». Писатель Алексей Иванов побывал в Екатеринбурге

Писатель Алексей Иванов путешествует со своим продюсером Юлией Зайцевой и считает жителей Екатеринбурга интеллектуалами.
Писатель Алексей Иванов путешествует со своим продюсером Юлией Зайцевой и считает жителей Екатеринбурга интеллектуалами. Социальная сеть "ВКонтакте"

«Провинциальный читатель зачастую интереснее, чем столичный. Последний весьма избалован и хочет, чтобы его развлекали. Екатеринбург в этом смысле ближе к провинции. Здесь живут люди, которые активнее интересуются жизнью и задают более острые, более интеллектуальные вопросы, чем москвичи». Писатель Алексей Иванов встретился с читателями в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского и рассказал…

о новом романе

Место действия романа, над которым я сейчас работаю, – Невьянская башня, и мне нужны подробности, на которые обычно не обращаешь внимания во время экскурсии. Какие полы у Невьянской башни: деревянные, каменные или чугунные? Или, скажем, какой длины маятник у курантов, да и сколько они весят? Мы поговорили с руководством музея, и меня провели по нему, показали все закутки, даже затащили в подвал Демидовского дома и дали побывать в подвалах подземелий. Всё, что я узнал, пригодится для будущего романа. Не хочу спойлерить, но скажу, что среди главных героев будет Акинфий Демидов.

об отношении к аудиокнигам

Аудиокнига никогда не заменит бумажную. Конечно, бывает удобнее слушать истории, чем читать их, но пошуршать бумажной книжкой – особое удовольствие. То, что электронный формат вытеснит печатный – это большое заблуждение. Аудиокниги, как правило, конкурируют не с печатным вариантом, а с тем, что рассчитано для слуха: например, с музыкой, новостями, развлекательными передачами по радио. Электронные книги соперничают с другой визуальной информацией: с кинематографом, телевизором, видеоклипами.

Когда я пишу романы, всегда ориентируюсь ещё и на аудиоформат – для него нужен ёмкий и простой текст. Одно и то же произведение на разных ресурсах имеет различные оценки. На аудиоресурсах оно почему-то оцениваются выше. Я заметил это и подумал: почему? Когда люди читают мои книги, они натыкаются на разные непонятные слова и лезут за справочными материалами. Из-за этого они выпадают из контекста и не получают от произведения того впечатления, на которое я рассчитывал, поэтому оно и нравится им меньше. Слушая аудиокнигу, человек полностью находится в моей власти. Он не может посмотреть какое-то слово, потому что не всегда знает, как оно пишется. Поэтому и произведения им в таком формате нравятся больше. В отличие от моих читателей, я больше люблю бумажные издания. Для меня самый вкусный запах – в библиотеке и в книжном магазине.

о чтении

Для меня самого чтение – это такая своеобразная медитация. Есть произведения, которые я читал уже сто раз и ещё раз буду читать. Один из моих любимых писателей – Владислав Крапивин. Для меня его трилогия «Голубятня на жёлтой поляне» – это вообще книга об идеальном детстве. Меня часто спрашивают, перечитываю ли я свои тексты. Так вот, те, что, были отправлены в издательство, не перечитываю – зачем, ведь в них уже нечего нельзя изменить. Кстати, издатели замечают: стоит автору взять свою книгу и бегло просмотреть страницы, как он обязательно наткнётся на чудовищную опечатку.

о главной опасности

Главная проблема нашего мира – не какое-то «злое помышление», а обычная человеческая тупость. Из препятствия она превратилась в огромную проблему. Раньше она лишь искажала картину мира. Можно было сказать правду для того, чтобы эту картину поправить. В информационную эпоху тупость превратилась в технологию. Она уже создаёт целые миры, в которых ничего невозможно сделать, разве что выпасть из этих миров. В романе «Ненастье» я как раз попытался объяснить, что такое глупость и из чего она складывается. Меня часто спрашивают: в чём сила, ожидая, что я отвечу: «В правде». На самом деле, сила – в адекватности, которая подчас намного важнее правды и силы.

о современном герое

Мой любимый тип главного героя – это не борец, который сталкивается с жизненными препятствиями. Наоборот, меня привлекает человек внутреннего противодействия. Внешне он, может быть, и не делает ничего значимого, но внутренне этот человек категорически не согласен с тем, что происходит. Ближе к финалу он совершает какой-то поступок, который влияет на развитие дальнейших событий.

о современном романе

Не так давно бытовало мнение, что длинные романы больше нежизнеспособны, и читателям нужны малые формы. Признаюсь, когда я писал «Сердце Пармы», думал, что его никто никогда не прочтёт и он так и останется лежать у меня в столе. Однако этого не произошло. Людям по-прежнему нужны длинные произведения. Роман остаётся жить, и у него прекрасное будущее. Сам я люблю длинные истории, а вот рассказы – нет, потому что в них всё слишком быстро заканчивается. Отчасти поэтому я и сам пишу романы, а не рассказы. В идеале современный роман должен быть таким, чтобы по нему можно было сделать что-нибудь ещё, например, придумать косплей, устроить фестиваль или создать туристический маршрут.

Хорошо, когда произведения создают свой мир с собственной мифологией. У жителей Урала есть хрестоматийный пример: Павел Петрович Бажов создал мифологию этого края. Он предъявил Урал стране, показав его самобытность. Именно после его сказов все вдруг заинтересовались малахитом. Если вспомните историю, в тот период, когда он писал свои сказы, этот камень считался слишком бросовым. А Бажов показал его настоящую красоту, и после этого стали развиваться промыслы.

о читателе

Провинциальный читатель для меня зачастую интереснее, чем столичный. Последний весьма избалован и хочет, чтобы его развлекали. Когда я приезжаю куда-нибудь в провинцию, мне задают самые интересные вопросы. Екатеринбург в этом смысле ближе к провинции. Здесь живут люди, которые активнее интересуются жизнью и задают более острые, более интеллектуальные вопросы, чем москвичи.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах