Как мы уже писали, партнёром проекта «АиФ Урал» «Городская палитра: стены говорят» стало Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра. Сейчас в образовательном учреждении идёт формирование команды будущих дизайнеров, которым предстоит создать эскизы сюжетов, выбранных голосованием для художественного воплощения в пяти населённых пунктах области. О тонкостях этой работы мы говорим с руководителем отделения «Коммуникационный дизайн» СХУ Максимом Крюковым.
Нельзя вариться в собственном соку
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Максим Михайлович, у вашего отделения уже был опыт работы в проектах, подобных нашему?
Максим Крюков: – Мы регулярно сотрудничаем с подобными проектами, ведь одна из их задач – сделать те или иные территории более привлекательными для туристов. На Урале столько интересного! Чтобы получить яркие впечатления, узнать что-то новое, любопытное, далеко ходить не надо, порой достаточно километров пятьдесят от Екатеринбурга отъехать. Другое дело, что попытки воздействия на визуальную культуру муниципалитетов области должны носить системный характер, пока же они возникают точечно и иногда диссонируют друг с другом. Может быть, когда-нибудь появится, например, фонд, рабочие группы которого будут взаимосвязывать отдельные инициативы. В результате чего будут появляться глобальные проекты, которые и по времени будут дольше функционировать, и большее количество людей будет в них вовлечено. Но это в идеале. А пока уже хорошо, что инициативы есть, проекты реализуются, мы накапливаем наше участие в них.

– Предположу, что это не интерес ради интереса. Тогда что? Зачем вашим студентам этот опыт?
– Начнём с того, что любому молодому, начинающему художнику, дизайнеру важно сформировать своё портфолио. И, естественно, он на рынке будет более востребован, если по его портфолио (и по его резюме) видно, что он человек неравнодушный, и что он, как исследователь, пытается коммуницировать со зрителем. Ну а в глобальном смысле хочется, чтобы в нашей альма-матер сохранялась традиция воздействия на визуальную культуру, нашего участия в её формировании. И муниципалитеты надо к этому подтягивать. В собственном соку нельзя ни им, ни нам.
Точно в цель
– Вы сказали «как исследователь», то есть с этого начинается работа над проектом?
– Конечно, без исследования, без погружения в тему категорически не может работать ни один дизайнер, ни один художник. Исследовательская часть – ознакомление с материалом, с контентом – обязательна. Причём как с прямым контентом в виде текстов, визуала и прочее, так и с духовной составляющей. И эта схема применительна как к социальным проектам, так и к коммерческим. Другое дело, что на социальных проектах ребятам проще объяснять, что такое погружение, что такое исследовательская часть. И потом… Почему мы часто занимаемся социальными плакатами, социальной рекламой? Это то, в чём нельзя ошибаться. Тут ты или точно попадаешь в цель, или нет.

– Сейчас, насколько я знаю, вы формируете команду студентов, которые будут работать над проектом «Городская палитра: стены говорят». Обязательно ли, чтобы его тема легла на душу, или достаточно работать на уровне навыков?
– Со мной многие могут поспорить, и пусть спорят, я открыт для дискуссий, но мы в образовательном процессе в обязательном порядке используем такие ходы, чтобы ребятам приходилось именно что открывать для себя тему, найти в ней для себя что-то интересное. Мы не можем себе позволить выпустить из училища человека, который заявляет: «Я интересуюсь такой-то темой, таким-то стилем, ни с чем больше ко мне не подходите».
Да, есть художники, которые вырабатывают свой художественный язык, или дизайнеры, работающие в определённом узком ключе. Но чаще всего человек приходит к этому постепенно, как профессионал, а не с минимальным бэкграундом, с которым он только начал постигать профессиональные азы. Это во-первых. А во-вторых, современное развитие любой творческой личности предполагает максимально широкое амплуа, с тем чтобы уметь применять свои навыки в условиях изменения рынка.

Признаться, мне непонятно, когда говорят, мол, ты не должен быть продажным художником, а должен быть творцом, как Репин, как передвижники. Ничего, что передвижники – это очень успешный для их времени коммерческий проект? А то, что Репин весь высший свет и всех политиков-современников переписал? Почему-то мы об этом забываем, теряя традиции творчества из-за каких-то стереотипов.
Всё-таки художник, а дизайнер тем более – это человек, к которому, грубо говоря, пришёл запрос, он его обработал, нашёл что-то интересное, нашёл в нём себя, нашёл, как продемонстрировать своё мнение, свои взгляды, своё видение и, перелопатив огромный объём информации и эмоций, выдаёт визуальный «продукт». В этом как раз и состоит наука изобразительного искусства, наука проектирования.

Что же касается проекта «Городская палитра: стены говорят», то в нём будут и ребята, которым тема откликнется сразу, и те, кто потом скажут: «Да, тема мне была не интересна, но я в неё погрузился, я её проанализировал и нашёл на неё отклик в себе». Определённо могу сказать, что в нашей команде не будет такого, что «мне сказали эскиз сделать, я сделал, сказали стенку покрасить, я покрасил».
История с продолжением
– Допустим, исследовательский этап работы над проектом пройден. Что дальше?
– Аналитика и структуризация. Любая исследовательская часть – это гигантский объём информации, который сам по себе деструктивен. Это груда, из которой нужно выбрать то, что сочетается друг с другом и создаёт прямую коммуникацию со зрителем. Проще говоря, это фокусирование внимания на том, что будет использоваться в дальнейшей работе и отсев того, что использоваться не будет.

После этого мы переходим к эскизированию, во время которого идёт опять редактура, выявление каких-то ключевых моментов, формирование художественного языка, отсев палитры, графики, тематический отсев… И, знаете, я не люблю, когда к росписям или каким-то монументальным решениям относятся небрежно – есть оно на стене и есть, на этом всё. Нет, у созданного должна быть история! В виде, скажем, открыток, постеров, дополнительных иллюстраций.

Когда я посмотрел примерный объём работы над проектом и начал отбирать ребят, я вспомнил абсолютно прекрасный проект. Наши ребята-живописцы писали картины, посвящённые Первой мировой войне. В итоге мы сделали экспозицию, в которую вошли не только их работы, но и вся кухня их создания – наброски, этюды, поиски… На этой выставке было интересно всем – художникам, искусствоведам, людям, ценящим визуальную эстетику, потому что ты погружаешься в мысли творца, видишь его поиски, видишь какие-то нюансы, которые в итоговой работе могут остаться незамеченными. Это было шикарно!
Так вот и применительно к данному проекту... Я подумал: было бы неплохо сделать, скажем, виртуальную выставку о том, как работа над ним шла, какие варианты визуализации были. Это бы работало на продвижение локаций проекта. А сами изображения потом можно использовать как мерч, как «сувенирку» в тех же муниципалитетах – это и есть история с продолжением.

Если мы хотим, чтобы люди к визуальной культуре относились как к точке притяжения, точке воспитания, надо учить их правильно её воспринимать.
Лид-дизайнера врубаем редко
– Насколько важно сочетать изображение с тем, что его окружает?
– Здесь два варианта. Первый – когда мы внедряем изображение в ландшафт, пытаемся гармонизировать колорит, графику, содержание с тем, где оно находится. Оно в любом случае выделится и привлечёт к себе внимание, но оно не должно быть кричащим. Второй вариант – это когда мы, наоборот, играем на контрасте. Но, в любом случае, надо цепляться за место. И тут очень важно как происходит коммуникация с изображением человека, откуда он идёт, что он видит сначала… Естественно, все сценарии взаимодействия зрителя с нашим объектом будут продуманы.

– В работе над такими проектами вы авторитарны? Ведь у вас, как у профессионала, складывается своё видение, вы его транслируете студентам или предоставляете им свободу творчества?
– Я работаю со студентами по принципу – предложи мне то, что я не видел и не слышал.
– «Удиви меня!»
– Обязательно! А если не можешь удивить, я тебе подскажу, как это сделать. Мы с коллегами пытаемся сделать так, чтобы ребята максимально привносили своё. Всё-таки, когда прорастает что-то индивидуальное, а не подкинутое преподавателем, – это качественно другой опыт, совершенно иная – более мощная – мотивация. Это, в конце концов, вера себя. Поэтому мы на отделении пытаемся создать такое комьюнити, где есть опытные дизайнеры и неопытные дизайнеры, причём опытные не учат неопытных, а подсказывают, где надо – направят, куда надо – проводят.

Хотя, конечно, в определённые моменты мы с коллегами выступаем как лид-дизайнеры и в категоричной форме говорим: это так, а это вот так. Но такие моменты мы врубаем редко, и они, скорее, заменяют лекции, призванные дать академические знания. При этом мы даём ребятам возможность понять, как эти академические знания они могут применять, где они им помогут, а где их лучше проигнорировать. Словом, мы максимально гибко работаем со студентами, подключаясь, чтобы помочь, проконсультировать, показать какие-то лайфхаки. А в остальном – полная свобода творчества.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.