Примерное время чтения: 3 минуты
182

В Ирбите открылась выставка даров Музея ИЗО им. Пушкина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. «АиФ-Урал» 22/01/2014
Автор фото: Ольга Маслова / Из личного архива редакции «АиФ-Урал»

Тогда сокровища мирового искусства были не в лучшем состоянии, теперь же, спустя 35 лет реставрационных работ, они доступны для широкого зрителя.

Культурный прецедент

Выставка «Дар ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирбитскому ГМИИ. Гравюра, рисунок, акварель, книги для Научной библиотеки» является своеобразным поклоном, актом благодарности столичному учреждению, когда-то доверившему юному уральскому музею поистине ценную коллекцию произведений. Это был достаточно «многочисленный» подарок – более пятисот листов печатной и оригинальной графики европейских мастеров XVI-XX века. Как отмечают специалисты, передача столь крупной коллекции – редчайший случай в отечественном музейном деле последних десятилетий.

Более того, после отправки на Урал этих листов ни один музей не может похвастаться получением на постоянное хранение произведений из Пушкинского музея. В том числе и благодаря этому дару в уральской глубинке сформировалось одно из уникальнейших учреждений культуры, в основе собрания которого лежит столь шедевральный материал.

Уникальное открытие

Справка
Музей основан 3 января 1972 года заслуженным работником культуры РФ Валерием Карповым. Учреждение представляет собой уникальный и единственный в России специализированный музей гравюры и рисунка. Также в коллекции музея имеется подлинная картина Рубенса «Кающаяся Мария Магдалена», подпись на которой была обнаружена в 2012 году в ходе реставрационных работ.
– Ещё 37 лет назад, с согласия руководительницы пушкинского музея, мне, совершенно молодому тогда человеку, было позволено вскрыть в отделе графики один шкаф и выбрать из него то, что захочется, – вспоминает директор Ирбитского музея ИЗО Валерий Карпов, – Тогда за четыре дня я успел отсеять 520 листов европейской, частично русской графики. Большинство составляли вещи, которые требовали тяжёлых реставрационных работ. Затем же 35 лет наш музей прилагал всяческие усилия по их возрождению: и финансовые, и человеческие ресурсы.

Надо сказать, что среди тех сокровищ, которые мы получили, целый ряд работ оказался абсолютно шедеврального порядка. Могу привести пример: до сих пор в мире ни в одном музее нет ни одного подписного офорта блестящего венецианского мастера, великого Якопо Тинторетто. А у нас теперь есть – это произведение под названием «Воскрешение Лазаря».

По словам руководителя уральского учреждения, новая выставка связана и с целым рядом открытий. Дело в том, что часть произведений, из-за плачевного состояния, трудно было разобрать, вплоть до техники создания. «Один лист был отмечен как литография. К нам он пришёл драный на четыре части, был серьёзно разорван и совершенно коричневый. И только в процессе реставрации было доказано, что это не литография, а рисунок. Более того, рисунок, сделанный на бумаге первой половины 16 века, то есть рисунок, восходящий к группе работ эпохи Рафаэля», – рассказывает Валерий Андреевич.

Главной гостьей события стала президент Государственного музея изобразительных искусств, заслуженный деятель искусств России, лауреат государственной премии РФ Ирина Антонова, которая прибыла в Ирбит из столицы. Именно она позволила в 1976 году Валерию Карпову разобрать один из шкафов в отделе графики своего музея. Ирина Александровна специально приехала на Урал, чтобы оценить результат проделанных реставраторами работ, и осталась вполне довольна увиденным.

Огромный подвиг

– Я поздравляю Ирбит, поздравляю Валерия Андреевича с таким важным событием, – сказала во время общения с журналистами почётная гостья, – тот материал, который был от нас получен, был очень хорош. Однако я напомню, что во время войны, в 41-году, осенью, музей был сильно повреждён: были обрушены все три перекрытия, здание до конца войны было без отопления, и есть снимки, на которых научные работники убирают снег из залов, а весной по нашей знаменитой розовой лестнице течёт вода!

Естественно, что в таких условиях пострадали некоторые художественные ценности, в том числе графический материал, и вот то, что отобрал директор ирбитского музея, и потом то, что удалось вернуть к жизни, – это огромный просто подвиг! Город должен быть благодарен Валерию Карпову.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах