На выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в Ельцин Центре впервые представлены работы авангардистов из более десятка музеев России и всего мира. Среди приглашённых гостей - кураторы выставки из Москвы и Лондона. Экспозиция доступна с 5 ноября по февраль 2022 года.
Ранний Шагал и витебский Малевич
Про «Чёрный квадрат» Малевича слышали, пожалуй, все. Одни пытаются разглядеть в его загадочной черноте просторы космоса, другие – скрытое под слоем красок зашифрованное послание, а третьи воспринимают его как манифест художников-авангардистов. Но мало кто знает, что из «квадрата» родились самые причудливые эксперименты – от скульптур из сучков и корней до супрематического фарфора. Выставка как раз рассказывает, какой долгий путь прошёл сам Казимир Малевич и его ученики, последователи, чтобы навсегда изменить искусство и заставить говорить о себе весь мир.
На выставке собраны 84 работы 34 художников (имя одного из них до сих пор неизвестно). Картины привезли в столицу Урала из десятка российских музеев, из Белоруссии и даже из Швейцарии, а также из частных коллекций.
«Это не просто выставка, - отмечает исследователь и эксперт живописи русского авангарда Андрей Сарабьянов. - Это ещё и творческое исследование, и даже, можно сказать, что в неё заложен научный и популяризаторский смысл. Сама идея – показать этот короткий период развития русского авангарда, новаторское время».
Лейтмотивом через всю выставку проходит дневник ученика Малевича художника Льва Юдина. Короткие цитаты и комментарии помогают лучше понять и раскрыть три этапа развития русского авангарда.
Экспозиция размещена сразу на двух этажах Арт-галереи Ельцин Центра, стены которой постепенно закругляются, сопровождая зрителя от предреволюционной России 1910-х годов вглубь советской эпохи - к 1930-м.
Первые картины, которые увидят посетители выставки – ранние работы Марка Шагала. Здесь и знаменитая «Над Витебском», и «Вид в сад», и другие работы «витебского периода», написанные художником до отъезда в Париж.
Ещё в этом зале представлены работы членов объединения Уновис («Утвердители нового искусства»), которое основал Малевич, когда прибыл в Витебск из Петербурга в 1919 году. Илья Чашник, Николай Суетин, Лев Юдин и другие художники изучали здесь теорию супрематизма – искусства, выраженного в простых геометрических формах.
Посетители найдут здесь и работы самого Малевича. В ярком мистическом танце фигур на холсте – что-то от расщеплённого «Петербурга» Андрея Белого (роман написан в то же время), что-то – от предчувствия революции 1917 года.
Вот на картине размером с тетрадный лист – несколько цветных полосок, написанных акварелью. Ещё карандашом пару раз черкнули. И лишь прочитав записи автора, размещённые рядом с картиной, можно понять, как скрупулезно он работал над каждой линией и оттенком белого цвета, чтобы вложить в них смысл.
Авангардистский трамвай и крестьяне без лиц
Первый этаж разделён посередине макетом трамвая, расписанного в стиле супрематизма. По словам Андрея Сарабьянова, именно такие ездили по Витебску в то время и напоминали своеобразные передвижные выставки авангардистов. Есть в этом какой-то намёк на будущее современное искусство и в частности на стрит-арт. В Екатеринбурге, например, и сегодня на улицах можно встретить расписанный граффити трамвай с абстрактными фигурами – чем не авангард?
Во второй части зала представлены работы периода Государственного института художественной культуры – Гинхука, который отрылся в 1921 году в Петрограде.
«Его называют первым музеем современного искусства в мире, - рассказывает куратор и профессор лондонского Института искусства Курто Наталья Мюррей. – Он предшествует всем известнейшим сегодня музеям во Франции, в США, в Великобритании. Это были удивительные эксперименты».
В зале представлены работы Эля Лисицкого, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других. Последний, к слову, сначала поставил авангардную оперу «Победа над солнцем», где впервые в декорациях мелькнул «Чёрный квадрат» Малевича, а затем пошёл в своих экспериментах дальше и стал строить проекты из… растений.
«Они пытались расширить видение мира, - говорит Наталья Мюррей. - В том числе и органического. Поэтому здесь на выставке представлены скульптуры, сделанные из найденных Матюшиным в лесу сучков и корней».
На втором этаже – авангард 1930-х годов. Сегодня это направление принято называть постсупрематизмом. Здесь, например, можно увидеть фарфоровый сервиз, украшенный геометрическими фигурами. Но самое удивительное, что в эту эпоху художники снова обратились к изображению людей. Правда, не совсем обыкновенных.
«Малевич снова начинает писать крестьян, - рассказывает Наталья Мюррей. – Но крестьян уже просто не осталось с приходом советской власти, поэтому они получаются обезличенными. А на работах других авангардистов они и вовсе построены из геометрических фигур».
Выставка открыта для посетителей с 5 ноября по 20 февраля 2022 года. Билеты можно приобрести на сайте Ельцин Центра.