Первый в России комикс-шоп книжной сети «Читай-город – Буквоед» открылся в Екатеринбурге. Основу ассортимента составили графические романы российских авторов и азиатский контент - манга (Япония), маньхуа (Китай) и манхва (Южная Корея), а также мерч.
Почему пилотным проектом был выбран именно екатеринбургский флагман «Читай-город» на Вайнера, 12?
72% продаж комиксов в первом квартале текущего года пришлось на региональные магазины сети. Также, как объяснила выбор места открытия директор по категорийному менеджменту сети книжных магазинов «Читай-город» Александра Кузьмина, если будет найден путь успеха не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в городе-миллионнике в регионе, то точно можно делать раскрутку на всю страну.
Отметим, что в России работает около ста комикс-шопов. Среди них крупнейшие – «Чук и Гик» в Москве и «Двадцать восьмой» в Санкт-Петербурге. В Екатеринбурге известностью пользуются GotComic и Wacko. При этом при запуске собственных мест продаж в формате «магазин в магазине» «Читай-город» стал первым крупным сетевым игроком на российском рынке офф-лайн продаж комиксов.
Несмотря на уход из России таких крупных брендов как Marvel и Disney, сеть «Читай-город – Буквоед» не прогнозирует проблем, связанными с ассортиментной политикой собственных комикс-шопов. Александра Кузьмина отметила, что несмотря на то, что правообладатели большого числа популярных лицензий азиатских комиксов – из Японии, все понимают, что бизнес есть бизнес, перед покупателями из России никто не собирается опускать занавес, а на первом месте стоит только вопрос цены. Помимо этого сеть видит большой потенциал у российских художников-комиксистов и отдельно – в визуализации произведений классической литературы.
До конца 2023 года планируется открыть ещё девять комиксов-шопов сети, в том числе в Москве и Екатеринбурге. В настоящее время аудиторию комиксов составляют люди от 14 до 55 лет, ни одна другая книжная категория не может похвастаться таким многообразием возраста.
Рост бурного интереса к графическим романам подтверждают и цифры – в первом квартале 2023 года продажи сети выросли на 253 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. По данным издательской группы «Эксмо-АСТ», в 2022 году продажи комиксов в стране составили 6,5% от всего коммерческого рынка бумажных книг, а в целом показатель продаж комиксов вырос в прошлом году на 44% по сравнению с данными 2021-го.
По словам бенефициара этой книжной сети, совладельца группы компаний «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, запуск комикс-шопов – это один из элементов ребрендинга. Среди других приоритетных направлений – интеграция в книжные магазины зон отдыха и кофеен, увеличение в них количества мероприятий (книжные клубы, встречи с авторами и т. д.), внедрение новых технологий (например, установка касс самообслуживания).