А как тогда?
Это сейчас яркий снимок может сделать любой ребенок, когда со стремительным бегом современных технологий освоить аппаратуру все проще. Щелкать можно всегда и везде, даже если под рукой нет фотокамеры, потому что навороченные мобильные телефоны, смартфоны сейчас заменяют и их, зачастую не уступая по качеству изображения. Это, хоть и приятное, дополнение к будням привело к печальным результатам: фотография не ценится так, как прежде. Цифровой снимок можно с легкостью удалить, переснять, отредактировать, обрезать - все что угодно для достижения желаемого результата, чем не могли похвастаться фотографы прошлого. Авторам старых снимков приходилось отстраивать громоздкую технику, прилаживать вспышки с сыпучими веществами и с осторожностью заниматься проявлением кадров. Останься эта практика по сей день, наверняка добрая часть нынешних фотографов пересмотрела бы свое решение при выборе такого хобби или профессии.
Но были и тогда мастера, способные творить художественные фотографии такой красоты, что их с легкостью можно спутать с работами современников, в арсенале которых имеется множество «примочек». Одним из таких умельцев был музыкант, педагог, философ и фотограф-любитель Петр Веденисов, который славился удивительными по красоте и четкости цветными изображениями. Именно его работы каждый может оценить в залах музея - на выставке «Другие берега» представлено около сотни снимков, рассматривая которые можно многое узнать о повседневной жизни дворянской семьи. Это не просто словесное описание - это яркая картинка, где видна любая мелочь, составляющая особый быт людей из эпохи расцвета культуры, науки и инженерной мысли. Публике позволено заглянуть в другой мир - нулевые годы прошлого столетия.
Революционное изобретение
Как и сейчас, цветная фотография, появлению которой мы обязаны братьям Люмьер, была доступна не только профессионалам. Любители с таким же энтузиазмом взялись за создание насыщенных снимков. Неудивительно, что высокообразованные и тянущиеся ко всему новому люди, подобные Петру Ивановичу, стали изучать это революционное изобретение. Некоторые кадры, представленные в экспозиции, были сняты в имении в Симбирской губернии, другие - в Ялте, где семья Веденисова жила большую часть года. На снимках фотографа видно невооруженным глазом, что он со всей тщательностью подбирал цветовые сочетания и с безупречным вкусом выстраивал композицию.
В Доме Метенкова можно увидеть не только цветные изображения, но и проникнуться духом прошлых лет через тексты Чехова, Набокова, Пастернака, которыми дополнены застывшие образы. Да и название самой выставки вовсе не случайно - оно отсылает к книге воспоминаний Владимира Набокова. Героями большинства снимков Веденисова были дети - ровесники писателя, ровесники века. Размышления лучших людей эпохи о времени, о поколении, о русской природе исполнены ощущением ностальгии и неотвратимости надвигающейся катастрофы. Старая Россия скрылась в водах времени, чтобы спустя столетие превратиться в нашем сознании в миф, идиллическую страну. И только благодаря таким весточкам из небытия мы еще можем туда попасть.