С 29 февраля в кинотеатрах Екатеринбурга стартует показ документального фильма «В Арктику», в котором экспедиция пробивается к самым недоступным землям. Режиссëр-документалист, фотограф, путешественник, этнограф, член Русского географического общества Леонид Круглов погружает зрителей в атмосферу приключений – не вымышленных, а настоящих. Его северная эпопея началась с поиска легендарного единорога. И этот зверь, оказывается, существует. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Непокорная земля
Дарья Попович, «АиФ-Урал»: – Леонид Леонидович, почему вы решили сначала показать свой фильм на Урале?
Леонид Круглов: – Я не в первый раз «штурмую» Екатеринбург, то есть показываю здесь своё кино. На Урале живут мои родственники по отцовской линии, поэтому я часто бываю в ваших краях. И заметил, что люди здесь интересуются Арктикой куда больше, чем в других регионах. Мне это стало понятно, когда я представил зрителям мою предыдущую картину – «Великий Северный путь». Тогда в кинотеатре был настоящий аншлаг. Поэтому первые показы фильмов о моих экспедициях на Север я делаю в вашем регионе и только потом везу свои работы в столицу.
– Вы были в Арктике многократно и снимали свои экспедиции. Что было самым сложным для такого опытного путешественника, как вы?
– В этот раз мы продвигались на наиболее отдалённые и труднодоступные арктические архипелаги. Среди них земля Франца Иосифа, Новая земля, Северная земля, остров Ушакова, архипелаг Новосибирских островов, остров Врангеля и архипелаг Де Лонга, а также другие скрытые уголки.
Самым сложным в экспедиции было сделать то, что мы не смогли сделать в предыдущих путешествиях: пробиться на ледоколе к месту, которое стало последним великим географическим открытием. Речь идёт о мысе к северу от полуострова Таймыр, к которому в 1913 году подошли судна «Таймыр» и «Вайгач».
Мы хотели попасть в ту самую точку, где больше ста лет назад высадились наши первооткрыватели и поставили там российский флаг. Они сделали первое описание архипелага Северная земля, который расположен к северу от полуострова Таймыр на границе Карского моря и моря Лаптевых. До них никто не представлял себе его очертаний.
![Экспедиция в Арктику - это проверка на прочность, которая под силу лишь опытным путешественникам.](https://static1-repo.aif.ru/1/a5/2605249/c/d5e33b0d778c85fbd8bc59d290d5644c.jpg)
Казалось бы, доплыть туда не такая уж трудная задача. Но мы не смогли этого сделать трижды! Дело в том, что возле этого места возникла сложная обстановка: туда стянуло льды, как магнитом. Кстати, в фильме упоминается, почему люди называли плавающее средство передвижения судном, – это от слов «суд Божий». Ведь никогда не знаешь, чем для тебя обернётся путешествие, особенно, если плывёшь посреди льдов. Вот и отдаёшь себя на суд высшим силам. Очевидно, северные земли так долго оставались недосягаемыми по одной причине: они всё время замурованы ледяной стеной.
Мне пришлось самостоятельно организовать экспедицию к берегам мыса на небольшой яхте, потому что на ледоколе туда было не подойти. Но даже так пробиться не удавалось. Когда я снова оказался в этих местах в прошлом году, то пошёл к заветному берегу вместе с военными гидрографами. Это специалисты, которые наносят на карты новые острова – совершают современные открытия. Мы шли на гидрографическом судне «Ромуальд Муклевич».
При этом фильм «В Арктику» был уже по большей части смонтирован, а в самой середине – где рассказывается об открытии экипажей ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» – пустота. Северная земля никак мне не поддавалась. Но, когда мы с гидрографами пошли в ту самую точку, льды расступились, и мы всё-таки смогли сделать несколько высадок.
Сундук со скелетами
– Что вызывало у вас наибольшие опасения?
– В Арктике они есть всегда: те же белые медведи очень опасны. Мы встречались с ними каждый раз, когда высаживались на землю. Они активно надвигались на нас, пытаясь присмотреться к «добыче». Но потом оказалось, что моржи гораздо опаснее: они действуют более непредсказуемо.
Нам удалось снять редкий вид – лаптевского моржа. Это животное живёт только в море Лаптевых. Они непуганы, поэтому на берегу можно подойти к ним довольно близко: мне удалось приблизиться на расстоянии двух-трёх метров. На твёрдой поверхности этот зверь показался нам не таким уж опасным. Но, если ты встретишься с ним в воде, ему может прийти в голову всё что угодно.
Один раз на нас напала моржиха: она разбила лодку в трёх местах, и мы начали тонуть. Еле добрались до берега. Сначала мы не поняли, чем так еë разозлили. Только потом кто-то из команды сказал, что рядом проплывал моржонок. Видимо, она думала, что мы хотим обидеть её ребёнка.
![Оказалось, что моржи ведут себя более непредсказуемо, чем белые медведи.](https://static1-repo.aif.ru/1/29/2605241/c/feaf370ae19da57321422107039d308f.jpg)
– И всё-таки вас тянет на Север…
– Ещё бы! Даже если ты не можешь попасть в конкретную точку, Север неожиданно открывает тебе путь в какое-нибудь другое место. В конце концов ты окажешься там, где даже не рассчитывал. Представьте: ледяные стены до небес, голубовато-бирюзового цвета. Иногда они обрушивались прямо около нас, а на их фоне, на льдинах, стадо моржей. И по верхушке этих стен ходит белый медведь.
– К чему сложнее всего адаптироваться?
– В первую очередь к смене часовых поясов: из-за этого постоянно хотелось спать. А ещё надо было привыкнуть к ветру.
– Как вела себя техника при экстремально низких температурах?
– Мы не всё время находились в условиях экстремального холода. То есть мы застали низкие температуры во время одной из экспедиций. Когда я снимал «Великий Северный путь», мы приезжали к оленеводам на Оймяконе – на так называемый «полюс холода» – и жили в палатках. Так вот, северные пастухи нам сразу сказали: вам повезло – потеплело. А было минус 55 градусов!
Оказалось, до нашего приезда столбик термометра опускался до минус 64. На этот раз, когда я снимал свой фильм, мы работали летом. Арктическое лето – это время, когда солнце не заходит вовсе, а на градуснике минус 5–6 градусов, прямо как в последнее время в Екатеринбурге.
Для техники же хуже всего ветер. Он создаёт дополнительные сложности для съёмки, и это надо учитывать. А ещё мы потеряли несколько квадракоптеров. Они работали на пределе своих возможностей – против штормовых ветров – и были нам нужны, чтобы проверить новый остров или пролив.
![От этого фильма даже веет холодом, но глядя на экран, сопереживаешь участникам экспедиции.](https://static1-repo.aif.ru/1/26/2605248/c/5477ad7025a3602060c84753e532c8a1.jpg)
– Какие моменты в путешествии оказались самыми волнительными?
– Я историк по образованию, поэтому особенно ценю моменты, когда прикасаюсь к артефактам, которые напрямую связывают меня с какой-то эпохой. Например, когда мы были на восточном побережье Таймыра, то дообследовали стоянку мореходов XVII века. Её уже обследовали учёные в 40-е годы, сразу после Великой Отечественной войны. Но в то время не было техники, которая была у нас.
Мы нашли на этой стоянке три скелета и сундук, в котором лежало просто немыслимое количество монет. Что за трагедия там разыгралась, неизвестно, и вряд ли получится это узнать. Перед нами лежали монеты: какие-то — времён Ивана Грозного, некоторые — Бориса Годунова. Я представил себе людей в тулупах, вывернутых шкурами наружу, последними трогали эти монеты. А потом их беру я!
Найти единорога
– Ранее вы совершили более 50 путешествий, в том числе в жаркие страны. Какие экспедиции интереснее организовывать?
– Арктика для меня как Олимпийские игры по сравнению с другими экспедициями: это выход на более сложный уровень. Поэтому отправиться туда особенно интересно для опытного путешественника.
– Фильм начинается с рассказа о том, как единорог приснился вам в детстве и позвал вас в новые земли. С детства и началась ваша тяга к путешествиям?
– Я читал книги Альфреда Шклярского: «Томик в стране Кенгуру», «Томик ищет Йети». Там были интересные рисунки. Затем увлёкся книгами британского путешественника Джеральда Даррелла. Он очень живо и с юмором описывал свои странствия.
– Почему вы хотели найти в Арктике того самого «единорога»?
– Члены нашей экспедиции пытались приблизиться к нарвалу – легендарному животному с рогом, растущим изо лба. Нарвал принадлежит к семейству китовых, это родственник белуги. Подойти к нему на близкое расстояние – непростая задача.
В фильме показано, как мы пытались это сделать и как он уходил от нас на глубину. Но, в конце концов, всё получилось. Отчасти потому, что в нашей команде присутствовал якутский режиссёр и отличный оператор Максим Арбугаев. В итоге мы впервые в российской Арктике смогли подобраться к нарвалу и снять его с близкого расстояния.