Примерное время чтения: 8 минут
195

Города – шарады. Екатеринбуржцы разгадывают фотопроект Александра Гронского

Любовь Кабалинова / Ельцин Центр

В Екатеринбурге с 20 марта по 19 мая открыта выставка «Время и место». На втором этаже Арт-галереи Ельцин Центра собраны серии из нескольких проектов, созданных Александром Гронским за последние 18 лет – «Пастораль», «2018», «Схема», а также новые работы, которые первым увидит именно свердловский зритель. Особенность экспозиции – завораживающая игра времени и пространства.

Глазам не верится

Замечаете ли вы незримые границы разных по духу городских участков? Возникает ли дежавю при взгляде на какой-нибудь дом или двор? Помните ли, как один и тот же пятачок выглядел пять, десять лет назад? Александр Гронский – российский фотохудожник, поклонник жанра городского пейзажа,  стремится разрушить автоматизм восприятия. Ему удается не просто запечатлеть, задокументировать, а исследовать пространство.

Города – шарады. Екатеринбуржцы разгадывают фотопроект Александра Гронского
Фото: Ельцин Центр/ Любовь Кабалинова

Его серии фотографий – настоящие шарады. И хотя новая выставка называется «Время и место», для нас остается тайной, где и когда сделаны кадры.

«Важно не время и место съемки, а то, какие вопросы вызывает у наблюдателя серия кадров, какую взаимосвязь он обнаруживает. С помощью фотографий я пытаюсь отразить незримые, но интуитивно ощущаемые границы пространств. Мы не всегда осознаем, но чувствуем: в этой части города действуют такие правила, а отойди метров на триста-пятьсот, и всё становится иначе, словно вот здесь можно больше себе позволить.

И очень люблю наблюдать за повторяющимися структурными элементами. Иногда одни и те же картинки удивительным образом дублируются как внутри одного населенного пункта, так и в разных городах. А такие снимки, собранные в один коллаж, производят запутывающий, почти галлюцинаторный эффект»,  – рассказал Александр Гронский.

Города – шарады. Екатеринбуржцы разгадывают фотопроект Александра Гронского
Фото: Ельцин Центр/ Любовь Кабалинова

Таким объектам на выставке посвящены и статичные,  и интерактивные элементы экспозиции. Интересно наблюдать за кадрами разных, но таких похожих мест, высматривать, как в излюбленной детской игре, мелкие отличия. Вот тут дерево должно бы расти, а здесь забор немного другой. А вот на одном из почти идентичных фото детских площадок у игрового городка башенка отчего-то выше. И как вышло, что тут и там прохожие или машины почти одинаковые?

И начинаешь сомневаться: это точно разные дома или дворы? Может, между ними лежат не метры, а годы?

Города – шарады. Екатеринбуржцы разгадывают фотопроект Александра Гронского
Фото: Ельцин Центр/ Любовь Кабалинова

С одной стороны, говорит фотохудожник, типовая застройка прошлых десятилетий неизбежно приводит к такому эффекту. Большинство из нас знает наверняка, как устроена та или иная квартира в любом похожем доме – мы все в них выросли или неоднократно побывали.  С другой стороны, чувство, которое вызывают чужие, но до боли знакомые места, удивительно.

«Я не даю оценки, хорошо это или плохо. Это уникально и очень сближает нас», – отметил автор фотовыставки.

Русские дворики покоряют мир

Работы Александра Гронского в Екатеринбурге, в частности в Ельцин Центре, выставляются не в первый раз. Однако масштаб экспозиции существенно увеличился.

«Приятно возвращаться в эту галерею, причем с такой эспансией: если раньше мне была выделена стена, то сейчас целый этаж, и, думаю, лет через пять можно замахнуться на два этажа», – улыбается Александр Гронский.

Города – шарады. Екатеринбуржцы разгадывают фотопроект Александра Гронского
Фото: Ельцин Центр/ Любовь Кабалинова

Фотохудожник отметил также, что екатеринбургские искусствоведы подготовили предваряющий выставку пояснительный плакат, и текст ему настолько понравился, что Александр хотел бы разместить его в своей будущей книге.

К слову, Александр Гронский уже выпустил несколько изданий. К примеру, книга «Схема» в соавторстве с петербуржской исследовательницей Ксенией Бабушкиной рассказывает о методе видения. В этом, так же как и на выставке, помогают серии фотографий. Их задача – зародить вопросы, пригласить к размышлению о том, что же определяет наше восприятие пространства и времени.

В книге «Пастораль» собрана серия, снятая Александром Гронским в парках на окраинах Москвы, куда природа отступает от разрастающегося города и где люди ищут отдохновения от урбанистического пейзажа.

Города – шарады. Екатеринбуржцы разгадывают фотопроект Александра Гронского
Фото: Ельцин Центр/ Любовь Кабалинова

Гронский своим талантом к изображению ландшафта покорил не только российского зрителя.  Он неоднократно становился лауреатом мировых премий в области фотографии и современного искусства. Гронский – призёр международной премии Foam Paul Huf Award, Aperture Portfolio Prize в США, World Press Photo со штаб-квартирой в Нидерландах и Linhof Young Photographer Award.

Также он – номинант на премию Кандинского, призёр премии «Инновация», участник американской выставки Sense of Place (BOZAR). Его работы находятся в коллекциях норвежской Statoil, нидерландском музее фотографии Foam Museum, американском фонде искусств Aperture Foundation и парижском Maison Européenne de la Photographie.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах