Премьера фантастической оперы «Демон» Антона Рубинштейн в сентябре состоялась на новой сцене Мариинского театра (Санкт-Петербург) .
Константин Хлебников, артист и хореограф Урал Опера Балет, дебютировал в Мариинке как хореограф оперы «Демон».
В соцсетях хореограф поздравил всех с премьерой: «Это были не простые три недели, но очень насыщенные, информативные, творческие, бессонные, красивые! Спасибо всем за поддержку, сотворчество и ваши улыбки!»
В Екатеринбурге Константин известен по партиям Дон Кихота, Марцелины в «Тщетной предосторожности», Мэдж в новой «Сильфиде», а также по авторским миниатюрам и недавней премьере балета «Песок». В наступившем сезоне он участвует в постановке балета «Сказки Перро».
Напомним, что сюжет одноименной поэмы Лермонтова не раз привлекал внимание композиторов. Только во второй половине XIX века появились опера Бориса Фитингофа-Шеля, музыкальные картины Павла Бларамберга, симфония Эдуарда Направника. Однако наибольшую популярность снискала опера Антона Рубинштейна, оконченная в 1871 году.
Мировая премьера «Демона» Рубинштейна состоялась в Мариинском театре 13 (25) января 1875 года. За дирижерским пультом стоял Эдуард Направник. Критика встретила сочинение весьма сдержанно и в какой-то мере неблагосклонно, хотя у публики оно имело огромный успех.
В партиях князя Гудала и Демона не раз выходил легендарный Федор Шаляпин, его неповторимая новаторская трактовка центрального образа навсегда вписана в историю мировой музыки. Знаменитый бас сумел раскрыть мучительные душевные терзания героя, его напряженную внутреннюю борьбу. Но главное – шаляпинский Демон был гордым мятежником, чей отказ от борьбы ради любви артист представил не как благо, а как поражение. К трактовке, в которой нашла отражение поднимающаяся революция, относились по-разному, но нельзя отрицать, что такой Демон стал настоящим героем своего времени, которого требовала новая эпоха.
Новый спектакль готовила режиссер Елизавета Корнеева.
«Это самая популярная опера Рубинштейна, которая широко известна не только в России, но и за рубежом. Тем не менее, как мне кажется, она все еще не раскрыта, – отмечает Елизавета Корнеева. – Может, ее время еще не пришло или оно вот-вот подступает. А интересна она тем, что это вечная тема и это вечный конфликт человека. Мы наблюдаем его проявление сегодня и будем наблюдать завтра, мы не раз видели его на протяжении истории. Поэтому Рубинштейн здесь абсолютно угадал с тематикой, если говорить о его постоянстве пребывания на оперной сцене».