В столице Урала появился туристический маршрут «Свердловский рок на карте Екатеринбурга». Его проводят при поддержке Музея истории Екатеринбурга. В последние теплые дни текущей осени вместе с экскурсоводом и культурным обозревателем Светланой Толмачевой мы прошлись по знаковым местам, где зарождались первые песни уральских рок-музыкантов.
Откуда появился свердловский рок?
Свердловский рок не появился в одно мгновение. Все началось с 60-х, когда волна обожания «Битлз» вдохновила музыкантов на то, чтобы самостоятельно заниматься музыкой и вливаться в мировую рок-культуру. Уральская столица не стала исключением и спустя десять лет стала важной музыкальной точкой на карте России, подарив стране «Агату Кристи», «Наутилиус Помпилиус», «Чайф» и других рок-героев.
Желание молодых людей играть рок было настолько сильным, что уральцы сами паяли себе инструменты и аппаратуру, а после собирались по домам и музицировали. Долгое время свердловским музыкантам мешала суровая советская действительность: чтобы спеть свою песню публике, артистам приходилось пройти 12 кругов бюрократии и цензуры.
«Аттестацию выписывали люди из партии, которые давали специальное разрешение, что исполнение тех или иных песен не оскорбит слух и зрение советского человека, — рассказывает журналистка Светлана Толмачева. – До возникновения Свердловского рок-клуба никто не мог пройти эту аттестацию».
Наш маршрут начался у Дворца молодежи (Ленина, 1), который всегда был открыт для рок-фестивалей. Например, знаменитый уральский «Старый новый рок» какое-то время проходил именно здесь. Тут много репетировали первые уральские рокеры — группа «Эврика». Самый знаменитый фестиваль Свердловского рок-клуба — третий — прошел также во Дворце молодежи, 16 октября 1988 года.
«Тропа старика Букашкина»
В соседнем дворе находится «Тропа старика Букашкина» (Ленина, 5). При жизни Евгений Малахин – он же народный дворник России Букашкин, он же Народный Старик России Б.У. Кашкин – в 50 лет создал общество «Картинник» (1988 год). Он занял подвал на улице Толмачева и рисовал на дощечках необычные стишки.
Потом он стал выпускать небольшие книжки с рисунками и стишками. Он стал первым пропагандистом в Свердловске «современного народного искусства»: занимался росписью бетонных заборов, мусорных контейнеров, а потом и специально предназначенных для граффити стен в городе.
Выработал «теорию помойки» — согласно которой, любой мусор может рассматриваться как художественное произведение, получившееся наиболее естественным путём (и само его искусство зачастую делалось из мусора и в мусор же возвращалось, так как нигде не выставлялось).
Он притягивал к себе много людей, которые находили в нем то, чего еще не было в Свердловске доперестроечного периода. Он сочинял частушки, а после выходил на «Плиту» (место, где сейчас находится «Пассаж»), и исполнял их перед большим количеством людей.
По словам Светланы Толмачевой, творчество Букашкина повлияло на Свердловский рок-клуб. Во время третьего фестиваля во «Дворце молодежи» общество «Картинник» было одним из полноценных его участников и вдохновляло рокеров Урала.
Как Алексей Балабанов повлиял на свердловский рок
Стоит сказать, что Свердловский рок-клуб — не только про музыку. Это большое, объединяющее всех творческих людей движение. В советском Свердловске под эгидой рок-клуба собирались художники, режиссеры.
Один из них — Алексей Балабанов. В то время он учился в одном классе вместе с основателем Ural Music Night — Евгением Горенбургом. На фасаде Гимназии №2, ставшей следующей точкой нашего маршрута, в 2016 году установили памятную доску знаменитому российскому режиссеру.
У Балабанова была интереснейшая жизнь. Он успел поработать военным переводчиком в разных концах земли, а в 26 лет внезапно поступил на режиссерские курсы.
Вернувшись на Урал, Алексей обосновался в Свердловской киностудии. Когда он встретился со своими друзьями юности, Балабанов оценил их увлечение роком и в своем первом профессиональном фильме «Раньше было другое время» (1987) задействовал Бутусова, Горенбурга и Полеву.
Позднее, когда Балабанов снял культовые «Брат» и «Брат-2», режиссер использовал песни Свердловского рок-клуба в своих кинолентах, чем обеспечил славу уральской музыке.
Дом Башлачева
Рядом, в том же районе, находится дом, в котором жил Александр Башлачев. В ветхом строении по адресу Сакко и Ванцетти, 28, тогда еще будучи студентом пятого курса факультета журналистики УрГУ, он поселился вместе со своими друзьями.
В конце 80-х на этой улице существовала другая нумерация домов, и один из домов – предположительно тот, где сейчас располагается татарское представительство, числился под номером 22.
«В 1982 году Башлачев перешел на пятый, выпускной курс факультета журналистики Уральского университета. Как и его однокурсники, он учился, сдавал экзамены и зачеты, рисовал стенгазеты, сочинял пьесы для студенческих капустников, сам играл в них. Слушал на магнитофоне стандартный набор из «Deep Purple», «Led Zeppelin» и «Black Sabbath». Сначала жил в общежитии на Большакова, 79, потом с компанией друзей перебрался в заброшенный дом на улице Сакко и Ванцетти, 22, где они основали своеобразную коммуну. Старинный особняк без воды и отопления не пошел под снос – жильцы его отстояли», — говорит Светлана Толмачева.
Башлачев был культовой фигурой в Свердловске. Долгое время его комнату №225 в общежитии по адресу Большакова, 79 показывали в качестве достопримечательности. Она была точкой настоящего паломничества для российских рок-музыкантов. Например, сюда в 90-е приезжал Юрий Шевчук (так Башлачев стал культом сначала для уральских, а потом и для ленинградских рокеров).
Свердловский рок-клуб в ДК Свердлова
ДК имени Якова Свердлова по адресу Володарского, 9 — самая важная точка для уральского рока. Здесь 15 марта 1986 года состоялся первый концерт Свердловского рок-клуба, а позднее, 20-22 июня, фестиваль.
Созданию отделения рок-клуба в Екатеринбурге способствовал первый президент России Борис Ельцин. В ДК Свердлова шла спокойная советская культурная жизнь — здесь выступали детские хореографические коллективы, эстрадные группы – и вдруг внезапно ввалились рокеры.
На вступление в рок-клуб в 1986 году подали заявки 50 коллективов, из которых тщательно отобрали десять. Фестиваль 20-22 июня стал переломным моментом, после которого к рок-музыке на Урале стали относиться более демократично. После фестиваля рокеры в ДК получили разрешение выступать некоторым коллективам.
Такая аттестация стала не нужна в 1988 году, когда в Советском Союзе началась перестройка. После этого жизнь рокеров стала легче. Их творчество и кассеты стали массово распространяться, увеличилось число концертов и фестивалей.
Из здания на Володарского, 9 музыканты в конце концов выехали в ноябре 1991 года, когда экономическая ситуация привела к тому, что Николаю Грахову — основателю Свердловского рок-клуба — вместе со всей командой творческих деятелей пришлось переехать по коммерческой цене в ДК Ленинского района на улицу Сурикова. Часть коллективов уехала в Москву, другая часть в свободное время репетировала по гаражам. Постепенно ДК пришел в упадок, и сейчас находится в полуразрушенном состоянии. В 2016 году здание передали Екатеринбургской епархии на том основании, что его часть возвели до революции для Православного церковного братства святого праведного Симеона Верхотурского.
В 2018 году была попытка переименовать улицу Володарского в Рок-клубовскую, но поддержки у властей города эта идея не получила.
Вся центральная часть Екатеринбурга пронизана музыкой. На Плотинке находится переход Виктора Цоя, в котором постоянно играют уличные музыканты. В здании на Ленина, 41 расположена большая часть местных музыкальных радиостанций, а у памятника Александру Попову отмечал день рождения радиостанции коллектив Радио СИ.
Тут же, в центре уральской столицы, разместились Театр музыкальной комедии, Театр оперы и балета, Музыкальное училище им. П.И. Чайковского — академическое уральское образование считается одним из лучших в России. К слову, в Музкомедии в апреле 1988-го состоялся спектакль-мюзикл, который сопровождался рок-музыкой — «Конец света» — аранжировка и музыкальная редакция спектакля принадлежат «дедушке» уральского рока Александру Пантыкину.